Количество больных, нуждающихся в гемодиализе, все время увеличивается.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
«Защищая почки, спасаешь сердце» – под таким лозунгом проходил в России Всемирный день почки, отмечавшийся 10 марта. В Саратове в этот день состоялась конференция «Современные принципы диагностики заболевания почек и возможности нефропротективной терапии», в которой приняли участие ведущие нефрологи страны.
Лозунг подчеркивает тесную связь между почками и сердцем. Большинство больных с хроническими болезнями почек погибают от сердечно-сосудистых заболеваний. Об этом говорил в своем докладе на конференции главный нефролог Минздравсоцразвития России профессор Евгений Шилов. Во всем мире хронической болезни почек уделяется все большее внимание, для лечения применяются новейшие достижения медицины и фармацевтики. У каждого десятого жителя Земли есть признаки повреждения почек. Неуклонно увеличивается количество больных, нуждающихся в почечно-заместительной терапии – гемодиализе. При этом обеспеченность диализом в России – одна из самых низких в мире.
Хронические заболевания почек сопровождаются разнообразными нарушениями костно-минерального обмена – вторичным гиперпаратиреозом. Гиперпаратиреоз – заболевание, вызываемое повышенной секрецией околощитовидными железами паратиреоидного гормона (паратгормона), основного регулятора кальция в организме. При этом заболевании кальций вымывается из костей и откладывается в сосудах, сердце и других органах.
Кальциноз сердечно-сосудистой системы вызывает ишемию миокарда, мозговой инсульт, сердечную недостаточность, приводит к внезапной смерти. Риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний у почечных больных, особенно находящихся на диализе, возрастает при гиперпаратиреозе для молодых пациентов в 500 раз, для пациентов старше 60 лет – в 15 раз.
Тридцать лет назад хроническая почечная недостаточность обрекала пациента на гибель. Сейчас в развитых странах больные, получающие адекватный диализ и современные средства от гиперпаратиреоза, живут полноценной и активной жизнью, путешествуют (диализ предоставляется им по страховке в других странах).
В России с 2008 года гемодиализ входит в государственные гарантии по обязательному медицинскому страхованию, но все равно остается недоступным для большинства нуждающихся в нем больных в регионах. Еще хуже обстоит дело с лечением гиперпаратиреоза.
Во время нефрологической конференции в Саратове при поддержке пациентской организации «Нефролига» был проведен телемост «2011 год – год борьбы с гиперпаратиреозом». В телемосте приняли участие пациенты и врачи из семи регионов России: Новосибирска, Мурманска, Саранска, Санкт-Петербурга, Якутска, Красноярска, Саратова. Превозмогая боль, больные с трудом добирались до студии, чтобы участвовать в телемосте, попытаться сообща добиться прогресса в лечении этого тяжелого заболевания. Этот телемост был криком о помощи, обращенным к Минздравсоцразвития.
Лечение гиперпаратиреоза не входит в федеральную программу, средства на необходимые препараты могут выделять (чаще – не выделять) региональные власти. В большинстве регионов России пациенты не только не получают необходимого лечения, но и уровень паратгормона у них не определяют. В Саранске, например, большинство диализных больных, у которых патологические переломы, боли, отложения кальция в сосудах, просто не знают, что это у них гиперпаратиреоз. Только благодаря спонсорам одной девушке из Саранска повезло, она получает современное лекарство от гиперпаратиреоза – прошли боли, стала спать, теперь с ужасом думает о том, что делать, когда закончится лекарство.
В Якутске о гиперпаратиреозе узнали лишь два года назад, когда умерла одна из больных, находившихся на гемодиализе. В Красноярском крае вообще отсутствует диагностика гиперпаратиреоза. Переломы и сердечно-сосудистые заболевания с ним не связывают. У девочки из Красноярска только перед пересадкой почки в Москве выяснили, что у нее гиперпаратиреоз. В Новосибирске уровень паратгормона в крови у почечных больных стали определять с 2010 года. Но средств на эффективные препараты не отпускается. Обращения к областным властям с просьбой принять программу лечения гиперпаратиреоза остаются без ответа.
В столицах, естественно, положение получше, но далеко до удовлетворительного. В Санкт-Петербурге есть региональная программа лечения гиперпаратиреоза, но получают лекарства только 10% больных. Все зависит от энергии самого пациента и его лечащего врача. У юноши гиперпаратиреоз привел к кальцификации клапанов сердца, теперь требуется операция на сердце. Экономия чиновников на лекарствах дорого обходится и пациентам, и бюджету.
Накануне Дня почки в Москве по инициативе общественной организации людей с пересаженной почкой и больных, находящихся на гемодиализе, «Право на жизнь» также прошел телемост специалистов и пациентов с Санкт-Петербургом. Проблемы те же. Доцент кафедры нефрологии Московского медицинского стоматологического университета Валерий Шило подчеркнул, что ничего не делается для раннего выявления болезней почек, даже у больных сахарным диабетом только в половине случаев назначают анализы на креатинин крови и наличие белка в моче. Доступность гемодиализа не только низкая, но и распределена по регионам крайне неравномерно. Современные лекарства остаются малодоступными. Минздравсоцразвития как будто не замечает прямой связи между болезнями почек и критическим уровнем смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в России.
Модернизация здравоохранения в России должна распространяться и на хроническую почечную недостаточность. Необходимо разработать современные стандарты лечения заболеваний почек, в терапию включить высокоэффективные лекарства, которые изменят качество и продолжительность жизни этих пациентов. Сделать это можно только на основе экспертного мнения ведущих специалистов и медицинских сообществ.
Саратов–Москва