Желудочные страдания (на самом деле часто вовсе не желудочные, просто мы по незнанию так предполагаем) – то, что испытывал, наверно, каждый человек. От каких-то продуктов тошнит, от каких-то изжога, от каких-то живот раздувает, ну и так далее. Как водится в отечественной реальности, к врачу обращаемся, когда допечет так, что жизнь не мила, и с содроганием соглашаемся на исследования. Потому что гастроэнтерологические исследования большей частью инвазивные – то есть вторгающиеся в тело. Гастродуоденоскопия – глотать зонд, колоноскопия – тот же зонд, только через прямую кишку и прочие скопии, а еще есть пункционная биопсия, когда с помощью прокола берут кусочек печени или поджелудочной железы. Такие исследования сами по себе мучительны. Но можно и по-другому. О применяющемся в последние годы альтернативном методе – дыхательном тесте – обозревателю «НГ» Аде ГОРБАЧЕВОЙ рассказывает профессор Семен РАПОПОРТ, заведующий лабораторией «Хрономедицина и новые технологии» клиники внутренних болезней Первого московского медицинского университета.
– Семен Исаакович, в чем преимущества дыхательного теста?
– Во-первых, он не инвазивный, то есть никакого вмешательства в организм не производится, никакого аппарата не вводится, ничего не прокалывается. Для пациента никакого эмоционального напряжения, никакого физического неудобства. Во-вторых, он абсолютно безопасный, позволяет избежать риска заражения при исследовании, что немаловажно, учитывая нынешний разгул инфекций, в том числе гепатитов, ВИЧ, передающихся либо через кровь, либо при контакте диагностических приборов с поверхностью слизистых оболочек различных органов.
Поскольку метод не инвазивный, он может быть использован буквально у всех групп пациентов – от стариков, лежачих больных до беременных женщин и грудных младенцев. Это уникальное достоинство.
– А в чем заключается суть теста?
– Пациент принимает в виде таблетки или капсулы специальное вещество, содержащее стабильный изотоп. Через некоторое время в определенном органе это вещество разлагается. Затем пациент делает выдох, и по количеству содержащегося в выдыхаемом воздухе разложившегося вещества можно поставить диагноз. Например, при таких чрезвычайно распространенных заболеваниях, как хронический гастрит или язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, необходимо выявить хеликобактер – спиралевидную бактерию. Пациент принимает внутрь раствор С-13 мочевины, которая, если в желудке есть бактерии хеликобактера, расщепляется ферментом уреазой, выделяемым этой бактерией. Один из конечных продуктов расщепления мочевины – углекислый газ – выделяется через легкие с выдыхаемым воздухом. По количеству стабильного изотопа в выдыхаемом воздухе, который улавливается масс–спектрометром, можно сделать заключение о наличии или отсутствии в слизистой оболочке желудка бактерии Helicobacter pylоri.
– Радиоактивная метка, которая содержится в принимаемом больным веществе, это не опасно?
– Это стабильный изотоп, который не радиоактивен, он не разлагается в организме, разлагается в данном случае мочевина. Степень разложения применяемого при исследовании вещества зависит от степени поражения исследуемого органа. Это касается и печени – таким методом производится диагностика ее ожирения (гепатоза), гепатита, цирроза. Точность диагностики совпадает с результатами пункции печени на 98%. Но не нужно ничего прокалывать, как при пункции.
То же самое происходит в отношении заболеваний поджелудочной железы. Инструментальная диагностика их чрезвычайно трудна, применяются и УЗИ, и компьютерная томография, и лучевые методы, затем в кале определяется степень перевариваемости продуктов поджелудочной железой или наличие ферментов. Это длительный и дорогой процесс, и не везде это делают. А при дыхательном тесте данные о функциональной активности получаются быстро и точно.
В нашей стране патология органов пищеварения – язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гепатиты, цирроз печени, панкреатиты, заболевания толстой и тонкой кишки – встречаются очень часто, приблизительно у 127 миллионов. Почти поголовно наши граждане страдают заболеваниями пищеварительных органов. И еще – при лечении болезней необходим контроль: нужно повторно проводить биопсию печени, компьютерную томографию, анализы крови, иногда дважды, трижды. Сложно, дорого. Дыхательный тест в этом отношении идеален: никаких моральных и физических неприятностей для больного, безопасно, просто в исполнении. Он заменяет несколько исследований – биохимический анализ крови, УЗИ, компьютерную томографию, биопсию. Можно делать многократно.
– Очень обнадеживающе. Аппаратура для проведения дыхательного теста сложная?
– Совсем несложная, не требует большого помещения, подготовить персонал тоже несложно, достаточно лаборанта. Врач нужен, чтобы интерпретировать результаты, поставить диагноз, назначить и контролировать лечение. Важно, что это амбулаторная методика, может применяться массово, не нужно ложиться в больницу. На Западе уже давно обследование больного начинают с дыхательного теста.
– А у нас он применяется?
– В нашей клинике он широко используется, преимущественно при диагностике хеликобактера. Маркер отечественный. Аппаратура, мы надеемся, скоро тоже будет отечественная – космические корабли делаем, приборы для дыхательного теста тем более можно сделать.