Самый эффективный способ защиты от микробов – другие микробы.
Фото Reuters
Величайшей победой медицинской науки стало создание антибиотиков. С их помощью спасены миллионы людей. Но бактерии научились приспосабливаться, и антибиотики перестают действовать. Приходится непрерывно синтезировать все новые препараты, а микробы к ним опять становятся нечувствительными. Процесс идет все быстрее.
По данным за 2009 год, более 25 тыс. больных в странах Евросоюза умирают из-за инфекций, вызванных бактериями, устойчивыми ко многим из существующих лекарств. В России в настоящее время от сепсиса погибает людей больше, чем от ишемической болезни сердца. Всемирная организация здравоохранения призывает принять срочные меры против внутрибольничных инфекций и устойчивости к антибиотикам. На прошедшей в сентябре в Москве 60-й сессии Европейского регионального бюро ВОЗ одной из главных тем была профилактика инфекционных заболеваний, а также современные подходы к их лечению.
Проблеме рациональной антибактериальной терапии был посвящен круглый стол в Центральном доме ученых. Константин Мирошников, заведующий лабораторией молекулярной биоинженерии Института биоорганической химии, объяснил, что возникновение устойчивых к антибиотикам штаммов бактерий – результат антропогенного влияния, то есть влияния деятельности человека на окружающую среду. Огромное количество синтетических антибиотиков применяется в сельском хозяйстве развитых стран. В конечном счете они попадают в окружающую среду. Профессор Василий Акимкин, ведущий научный сотрудник лаборатории госпитальных инфекций ЦНИИ эпидемиологии, подчеркнул что резистентность (устойчивость) микроорганизмов к антибиотикам нарастает гораздо быстрее, чем удается создать новые группы мощных антибиотиков.
В поисках альтернативных методов борьбы с инфекциями наиболее перспективным представляется применение бактериофагов, которые были открыты еще в начале ХХ века. Бактериофаги – это вирусы, поражающие бактерии. У каждого из видов бактерий есть свой враг – фаг, который паразитирует на бактериях. Фаг атакует бактерию, прикрепляется к ней, прокалывает ее оболочку и впускает внутрь свой генетический материал.
И антибиотики, и фаги воздействуют непосредственно на бактерии, при этом антибиотики подавляют не только патогенную, но и нормальную микрофлору, в то время как бактериофаги воздействуют исключительно на патогенные микроорганизмы. В отличие от антибиотиков, уничтожающих массу самых разных бактерий и приводящих к дисбактериозу, каждый бактериофаг, как ключ к замку, подходит к одной какой-то бактерии.
Академик РАМН Василий Учайкин, главный детский инфекционист Минздравсоцразвития, подчеркнул, что страшны не столько респираторные инфекции, сколько бактериальные осложнения, и здесь возникает огромное поле для применения бактериофагов. По мнению Василия Акимкина, бактериофаги при правильном применении помогут преодолеть устойчивость микроорганизмов к антибиотикам.
Еще одна положительная сторона фаготерапии – ее безопасность. Как известно, антибиотики противопоказаны беременным женщинам. А бактериофаги можно назначать беременным, кормящим матерям без угрозы для жизни и здоровья ребенка.
В России в отличие от Запада промышленное производство бактериофагов никогда не прекращалось. На Западе же с развитием химии антибиотиков, практически с 50-х годов прошлого века, бактериофагами не занимались и спохватились лишь в 90-х. «Пусть микроб убьет микроб» – так называлась статья о бактериофагах, опубликованная в американском медицинском журнале JAMA. В начале сентября этого года в Японии проходила конференция по бактериофагам, в которой принимали участие наши ученые. Вопрос о широком применении бактериофагов приобретает все большую актуальность.
Доктор биологических наук Игорь Красильников сформулировал заключение, к которому пришли участники круглого стола: существует большое количество инфекций, против которых нет вакцин, так как они устойчивы к антибиотикам, и именно бактериофаги станут эффективными и значимыми в борьбе с этими инфекциями.