Газета Здоровье Интернет-версия

02.03.2010 00:00:00

Таблетки вместо тренировок

Тэги: спорт, гены, допинг

спорт, гены, допинг Был ли генный допинг в Ванкувере, покажет время.
Фото Reuters

Спорт в последние десятилетия все меньше становится спортом и постепенно превращается в состязания фармакологов. Многие эксперты убеждены, что допингом злоупотребляют десятки и сотни спортсменов, целые команды, а попадаются единицы. Международное антидопинговое агентство непрерывно разрабатывает новые тесты для выявления запрещенных препаратов, в то же время фармакологи непрерывно разрабатывают новые стимуляторы, причем неизменно оказываясь на шаг впереди.

В попытках поставить преграду допинговой стихии специалисты Немецкой высшей спортивной школы в Кельне пошли по пути создания методов обнаружения таких препаратов и биологически активных веществ, которые, как они предполагают, скорее всего будут использованы в этом качестве уже в ближайшей перспективе. Об этом пишет Deutsche Welle. Сами ученые именуют свою работу превентивными антидопинговыми исследованиями.

Сейчас их главная цель – борьба с маячащим на горизонте генным допингом. Профессор Марио Тэвис поясняет: «Генный допинг в узком смысле этого слова, то есть перенос постороннего генетического материала или чужеродных клеток в организм спортсмена, можно рассматривать как злоупотребление генной терапией, методами, предназначенными для лечения тяжелых наследственных заболеваний. Это очень сложные методы, и мы полагаем, что дело еще не дошло до их применения – по крайней мере в широких масштабах».

Имели ли место не выявленные пока случаи генного допинга в Ванкувере, еще неясно, но в научных лабораториях эффективность этих методов уже доказана. Марк Франкел, эксперт Американской ассоциации содействия развитию науки в Вашингтоне, говорит, что генетически модифицированные мыши легко наращивают в четыре или в пять раз больше мышечной массы, чем их нормальные собратья. Калифорнийским исследователям удалось так воздействовать на один из генов, что подопытные мыши стали марафонцами, бежали непрерывно, пока их насильственно не остановили.

Искусственно регулируя активность генов, кодирующих некоторые белки, можно придать организму исключительную физическую силу и выносливость практически без тренировок. Понятно, что спортсмены и тренеры, нацеленные на победу любой ценой, проявляют к генной инженерии повышенный интерес. В частности, скандально известный немецкий тренер по легкой атлетике Томас Шпрингштайн, попавший под суд за то, что давал допинг своим несовершеннолетним подопечным, еще в 2006 году, как выяснилось в ходе процесса, экспериментировал с репоксигеном – препаратом на основе известного в генной инженерии аденовирусного вектора, несущего ген гормона эритропоэтина.

Это препарат разрабатывался для генной терапии анемии, то есть малокровия, и в экспериментах на обезьянах существенно увеличивал количество эритроцитов в крови. Однако введение в организм чужеродных генов чревато тяжелыми побочными реакциями, заявляет Марк Франкел: «Такие методы грозят плачевными последствиями для здоровья спортсмена. Генный допинг гораздо опаснее любых анаболиков. Во Франции клинические испытания генной терапии хотя и позволили излечить саму болезнь, однако у ряда пациентов развился рак крови».

Пока более вероятным направлением развития допинга представляется не внедрение в организм спортсмена чужеродных генов, а модификация его собственных. Ведь классические допинговые средства вроде анаболических стероидов тоже влияют на активность генов, но число этих генов измеряется тысячами. Новые научные исследования позволили синтезировать вещества, действующие гораздо более избирательно и прицельно. А обнаружить их крайне сложно. В частности, особое внимание экспертов привлекло к себе вещество, получившее техническое обозначение GW1516 – субстанция, разработанная для лечения ожирения, которая является модулятором экспрессии (то есть активности) гена PPAR-д. Этот ген играет ключевую роль в расщеплении жиров и в трансформации мышечных волокон второго типа («быстрых», но маловыносливых) в мышечные волокна первого типа («медленные», но очень выносливые). Обычно такая трансформация достигается регулярными изнурительными тренировками, но опыты на мышах-марафонцах показали, что тренировки с успехом может заменить вещество GW1516. Сегодня это вещество входит в перечень запрещенных препаратов, составляемый Международным антидопинговым агентством.

Методику, позволяющую обнаружить его в крови спортсменов, разработали кельнские ученые. Сначала пробу крови помещают в центрифугу, что позволяет отделить плазму от клеточных компонентов. Затем мешающие анализу примеси удаляют методом хроматографии. И, наконец, масс-спектрометрия позволяет обнаружить в крови сам допинг, если он там есть. Метод вполне надежен, а вся необходимая для анализа аппаратура имеется в любой допинг-лаборатории. Теперь ученые хотят распространить методику и на мочу, поскольку чаще всего для допинг-анализа привозят именно мочу. Они считают, что вообще самый перспективный путь – искать не сам допинг, а вызываемые им специфические изменения метаболизма, следы его воздействия.

Крупнейший российский специалист по спортивной медицине Николай Дурманов предупреждает о разрушительных последствиях «генного цунами» для организма спортсмена – перестройка сердечной мышцы под воздействием таких препаратов может привести к самым фатальным последствиям. Перед соблазном олимпийской короны, однако, трудно устоять.