0
3246
Газета Здоровье Интернет-версия

15.09.2009 00:00:00

Двенадцать шагов из бездны

Тэги: алкоголь, лечение


алкоголь, лечение Водка дешевая, да закуска дорогая.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Недавно в Москве скромно, без помпы, прошла 20-я встреча российских анонимных алкоголиков. Минуло двадцать с лишним лет после начала горбачевских антиалкогольных мер. Меры эти давно приказали долго жить, вспоминают о них не иначе как со снисходительной усмешкой, потребление спирта выросло до 18 литров на душу населения в год, страну постигла национальная катастрофа┘ Президент Медведев объявил, что намерен вести борьбу с пьянством, правда, «без дурацких запретов». Очевидно, имея в виду сухой закон.

При этом правительство пока не собирается повышать акцизы на крепкий алкоголь. Значит, мы будем иметь дешевую водку и дорогую закуску, рынок наводнится безакцизным дешевым алкоголем. Конечно, это несколько странно в свете той решительности, с какой власти приготовились наступать на алкоголь. Хуже дешевой водки может быть только водка доступная, а уж с этим проблем у нас точно нет. Специалисты считают, что при такой ситуации смертность в России вырастет на 350 тыс. человек в год.

Пока власти не предложили ничего кардинального – кроме смехотворной инициативы Совета Федерации ограничить продажу спиртного беременным женщинам, продавать алкоголь молодежи по паспорту и вовсе не продавать «явным алкоголикам». Про эти «меры» вообще не стоило бы упоминать, если бы они не отражали так ярко очень важную проблему, которая невероятно усложняет, а то и делает невозможной всякую борьбу в России с алкоголизмом. Проблема эта – абсолютное непонимание того, что такое есть алкоголизм.

В России к алкоголикам отношение исподлобья – вроде как жаль их, помогать им надо, конечно, но уж больно мешают они нам жить. «Алкоголизм – грех!» – объявляют многие представители Русской Православной Церкви, и лечить его нужно молитвой и покаянием. «Алкоголизм – хулиганство и распущенность!» – объявляют сторонники радикальных мер, лоббируя необходимость принудительного лечения. Если даже главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, медик как-никак, ратует за возвращение ЛТП, что тогда говорить о людях без специального образования, знакомых с проблемой только на бытовом уровне?

Недавно объявили, что правительство РФ готово выделить на пропаганду здорового образа жизни 500 млн. рублей. Для искоренения национального бедствия сумма, прямо скажем, не огромная. Представить только, какие прибыли дает в конечном итоге одна только реклама пива, и сумма в 500 млн. покажется смехотворной.

Между тем в России почему-то упорно не хотят обращаться к методам лечения, принятым во всем мире и при этом не требующим серьезных финансовых вливаний. Почитайте американские или европейские газеты, журналы, интернет-ресурсы – нигде не найдете дискуссии вокруг программы «12 шагов». О чем дискутировать, если это один из наиболее эффективных способов избавления от алкогольной зависимости последние 75 лет? Зато почитать, сколько всякого пишут и говорят в России про общества анонимных алкоголиков, – волосы дыбом. Это и «секта», и «новая зависимость», и «внедренное американцами орудие для получения над нами власти»┘ У многих священников РПЦ, несмотря даже на благословение программы иерархами Русской Православной Церкви, «12 шагов» вызывает нешуточное раздражение своей неортодоксальностью. Часто священники высказываются примерно в том духе, что пусть лучше алкоголик умрет православным, чем вылечится неизвестно в какой «секте». Пусть такие заявления остаются на совести их делающих, тем более что и в Русской Православной Церкви сейчас появляются группы АА.

Первый из двенадцати шагов – признать свое бессилие перед болезнью. Если это сделано – можно следовать дальше. Следующий шаг – прийти к убеждению, что более могущественная сила, чем ты сам, поможет тебе вернуться в жизнь. Шаг за шагом алкоголик оценивает себя в этом мире, готовится к искоренению недостатков, вспоминает свою вину перед людьми и пытается ее загладить. Последний, двенадцатый шаг – избавившись от недуга, помогать избавляться другим.

Никто пока не может ответить, за счет чего действует этот метод, – зависимость химическая, а исцеление – за счет духовных ресурсов. Удивляет парадокс: в России, стране, гордящейся своим духовным потенциалом, не может толком прижиться средство борьбы с национальным бедствием, основанный на той самой духовности. В США только в штате Нью-Йорк на 19 млн. человек – 1600 групп анонимных алкоголиков. В Москве и Московской области примерно на такое же количество людей – 60 групп.

В борьбе с алкоголизмом, как, впрочем, и с любой другой болезнью, хороши все средства – были бы действенные. Если кому-то поможет «эспераль» или «торпеда» – замечательно. Но и то, и другое требует денег, лекарств, обслуживающего персонала, больших помещений – словом, немалых денег. Программа «12 шагов» обходится без медикаментов, без многочисленного персонала. Единственная бесплатная в России клинике, работающая по этой программе, – Дом надежды на Горе – занимает один небольшой загородный дом под Питером. Большинство предпочитают приходить сюда инкогнито. Поскольку программа рассчитана на 28 дней, многие просто проводят здесь отпуск.

Сотрудники дома – по большей части алкоголики. («Трезвые алкоголики», как они себя называют, – диагноз-то остается на всю жизнь) Одно из требований программы: алкоголика может понять только алкоголик. За десять лет существования в доме лечились порядка 3,5 тыс. человек. По примерным подсчетам, трезвый образ жизни ведет половина. Всех трат – зарплаты нескольким сотрудникам да коммунальные платежи.

Может, государству начать с того, чтобы присмотреться к мировому опыту? Все-таки в мире – примерно 3 миллиона анонимных алкоголиков, тех, кто прошел курс и теперь посещает группы АА. Но тогда в обществе должно быть другое отношение к алкоголикам – не презрительное, не брезгливое, не «сам-виноват-никто-не-заставлял». Алкоголизм – болезнь биопсихосоциальная, и не кто-нибудь, а люди и общество придумали водку, бары, винные магазины и рекламу пива. Значит, понемногу виноваты все. Главное – не забывать: это может случиться с каждым.

В Америке, кстати, мало того что фирмы готовы оплачивать лечение своего сотрудника-алкоголика, понимая, что дешевле вылечить его, чем нанимать и обучать нового, но вообще подчас охотнее берут на работу людей, прошедших лечение по программе «12 шагов». Американцы рассуждают здраво: человек, сделавший эти 12 шагов, умеет думать, умеет отвечать за себя и свои поступки, умеет разбираться в себе и в меньшей степени подвержен гордыне и снобизму.

Впрочем, некоторая надежда на то, что дело сдвинется с мертвой точки, теплится: Дмитрий Медведев, выражаясь терминологией АА, сделал первый шаг из двенадцати – признал, что Россия потеряла контроль над собственным пьянством. Осталось 11 шагов┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

Иван Родин

Задачей Госдумы становится законодательная блокировка "деструктива" в интернете

0
2418
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
2713
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
2036
Путин поручил подготовить план подъема двух затонувших в Черном море танкеров

Путин поручил подготовить план подъема двух затонувших в Черном море танкеров

0
1596

Другие новости