Все мы homo sapiens.
Фото Reuters
Представители различных наций и тем более различных рас имеют склонность к разным болезням и на них по-разному действуют лекарства. Это вовсе не значит, что одни расы или нации лучше других, просто в их ДНК разные блоки генов. Сопутствующими факторами развития болезней являются социальные и экономические условия, привычный рацион, окружающая среда, образ жизни людей данной нации и т.д.
Исследования, проводившиеся в период с 1996 по 2001 год в американском Университете Южной Каролины, показали, что в организме афроамериканок содержится больше, чем у индианок или белых женщин, липопротеина – вещества, способствующего формированию в сосудах бляшек «плохого» холестерина. Наличие определенного гена объясняет более частое появление тромбов у чернокожих женщин. Два года назад были опубликованы результаты исследования, посвященного депрессии: у белых людей, прежде всего с англо-ирландскими корнями, чаще встречается вариант гена, ограничивающий выработку серотонина, что означает риск депрессии, а у чернокожих, напротив, имеется "защитный" вариант. Остеопороз чаще развивается у белых женщин европейского происхождения, чем у чернокожих. Избыточный вес, распространенный среди чернокожих, менее опасен для них, чем для белых.
Диабетом второго типа страдают 15 млн. американцев – почти 6% населения США, но это в основном негры и мексиканские племена индейцев. Диабет поражает индейцев из племени Пима в 10 раз чаще, чем всех остальных жителей планеты. В связи с этим высказывается предположение, что индейцы племени Пима веками голодали и недоедали и у них распространились варианты гена, которые в прошлом их защищали и способствовали накоплению жиров, но сегодня эти гены лишь вредят.
Установлено, что некоторые вакцины одной австралийской фирмы лучше действуют на белых европейцев и на азиатов. Один из препаратов, имеющий канцерогенные побочные свойства, менее опасен для черных, чем для белых.
Все чаще американские врачи после измерения давления, обычных вопросов о болезнях, перенесенных в детстве, вредных привычках родителей, спрашивают пациента о происхождении семьи и предков: из Европы, Африки, Индии. В этом нет проявлений расизма. Ответ может облегчить постановку диагноза, определить некоторые генетические факторы, оказавшие влияние на болезнь, а в будущем, возможно, недалеком, прописать в зависимости от расы пациента наиболее эффективное лекарство.
Два года назад появились сообщения об эксперименте, проводящемся в 160 американских клиниках. В эксперименте с новым фармакологическим препаратом для лечения некоторых заболеваний сердца принимает участие тысяча добровольцев. Все они чернокожие, поскольку, по данным статистики, этим заболеваниям особенно подвержены афроамериканцы. На проведение чрезвычайно дорогостоящего эксперимента было получено разрешение федерального правительства. Новый препарат под названием "байдил" станет первым "этническим лекарством".
Исследование, проведенное производителем этого лекарства – компанией Nitromed Incorporated, – показало, что его применение снизило количество смертей от паралича сердца среди чернокожих пациентов почти вдвое, а необходимость стационарного лечения снизилась на 39%. У представителей других расовых групп, среди которых проводилось два таких же исследования, байдил оказался далеко не столь эффективен.
Еще два года назад вокруг эксперимента с байдилом возникла острая дискуссия. Противники называли его "научной ересью" или даже расистским богохульством. Они считают, что не может существовать биологических причин, чтобы лекарство эффективнее действовало в отношении людей одной расы, и полагают, что это не более чем рекламная кампания фармацевтической фирмы Nitromed, получившей лицензию на производство байдила исключительно для чернокожих сроком на 15 лет.
Однако Управление по контролю за продуктами и лекарствами США одобрило применение нового препарата для лечения паралича сердца. Впервые власти одобрили лекарство только для чернокожих жителей страны. Байдил является комбинацией двух известных препаратов, ни один из которых не был одобрен для лечения паралича сердца. Врачи пока не совсем понимают, как эти два лекарства воздействуют совместно. Несмотря на то что управление одобрило применение байдила только для чернокожих, врачи могут выписывать его любому, кому, по их мнению, препарат может помочь.
Управление по контролю за продуктами и лекарствами США, организация чрезвычайно строгая, настаивает на том, что это решение – шаг к более индивидуализированной медицине.
Этот вопрос обсуждают не только генетики, но и этнологи, социологи, религиозные деятели: в стране со 123 различными нациями и народностями дискуссия о цвете кожи началась еще три столетия назад, но сегодня она переместилась в сферу генетических исследований.
Большие надежды связываются с созданием специальной международной карты, которая позволит определить в ДНК человека блоки генов, отвечающих за принадлежность к определенной расе. В проекте принимают участие лучшие ученые из Америки и других стран, на его осуществление уже выделено 100 миллионов долларов. Конечная задача заключается в сборе тысяч образцов крови представителей всех континентов и изучение этих образцов. По мнению социолога из Нью-Йоркского университета Троя Дастера, "существует дилемма, как проводить подобные исследования и избегать при этом опасности расистских стереотипов". Решение предлагает другой ученый: "Лишь конкретные данные. А потом здравый смысл".
В Соединенных Штатах, где любые публичные рассуждения о расовых различиях могут восприниматься как дискриминация, что приравнивается к криминалу, стране, буквально помешанной на политкорректности, этногенетике – науке, занимающейся изучением действия лекарств на представителей разных этносов, даже жителей разных регионов, – приходится продвигаться по минному полю.
Профессор Алий Асанов, заведующий кафедрой медицинской генетики Московской медицинской академии, говорит: здесь, по существу, две взаимосвязанные проблемы – первая, в большей степени научная, связана с вопросами генетического разнообразия человека, и вторая, в большей степени этическая, – возможность и допустимость воздействия определенными веществами, в том числе лекарственными препаратами, на конкретные группы людей, этносы, расы. Краеугольным камнем обсуждаемых проблем является доказанный научный факт, что все люди на земле принадлежат к одному виду – homo sapiens. Это означает, что в генетической конституции любого человека имеются одни и те же гены, контролирующие одни и те же признаки или свойства. В процессе своего становления человечество расселилось по всей ойкумене: от циркумполярных областей до аридных зон; от глубоких низменностей до высокогорья. Существенные различия в условиях обитания вызвали значительные изменения в соотношении различных аллелей (альтернативных форм) различных генов у разных этносов (рас) в зависимости от их приспособительных характеристик. Одни аллели давали определенные преимущества их носителям в конкретных условиях обитания перед другими. Поэтому одни этносы могут отличаться от других по частоте конкретных аллелей. Но надо всегда помнить, что эти различия касаются только частоты аллелей, а не наличия или отсутствия гена как такового. Различные аллели могут обладать некими различающимися свойствами, например, по скорости превращения определенного вещества, в том числе лекарственного препарата, в его неактивную форму. Или «быстрый» аллель за короткое время выводит из организма конкретное вещество, а «медленный» способствует его накоплению. Не вызывает удивления, что одни препараты более эффективны при лечении некоторых заболеваний у большинства представителей определенных этносов или рас. Однако существующие различия отражают лишь характеристики аллельного разнообразия популяций человека, обусловленного различиями среды формирования этносов, рас, а не собственно вида homo sapiens.