Традиции милосердия в России не забыты.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
О наркоманах, как и об алкоголиках, кроме их семей, милиции и медиков, лучше всех знают священники. В церковь несут все печали. Когда жизнь хороша, Бог как будто и не нужен. Но в беде, в отчаянии к Богу нередко обращаются и заядлые атеисты. Потребность в утешении, надежда на чудо приводят в церковь измученных матерей, жен, детей наркоманов и алкоголиков, иногда и их самих.
Если к алкоголикам в нашей стране относятся снисходительно, то к наркоманам нетерпимо. Не утихают дискуссии, кем считать наркоманов – преступниками или больными. Правоохранительные органы считают, что это преступники, врачи – что больные. Для Русской Православной Церкви наркоманы, как и алкоголики, – люди, пораженные тяжким недугом, ведущим к разрушению духовной, психической и физической природы
Не менее трети населения России страдают алкоголизмом или наркоманией. Эти две зависимости принимают размеры национальной катастрофы. 30% самоубийств и 60% тяжких преступлений совершается в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения; каждые 20 минут кто-то лишается жизни по вине пьяного водителя. Наркомания, присоединившаяся в последние полтора десятилетия к давней язве российского общества – алкоголизму, в прямом смысле слова разрушает молодое поколение. Три года назад в Обнинске проводилось анкетирование школьников старших классов. Ответили, что пробовали наркотики хотя бы раз, 80%, два-три раза – 40%, употребляют их регулярно 20%. Обычная школа, и Обнинск не какой-то особо наркотизированный город. Видимо, это обычная ситуация.
Попробовать наркотики просто, привыкнуть к ним тоже просто, а отвыкнуть чрезвычайно трудно. Справиться с наркоманией еще сложнее, чем с алкоголизмом. Священники постоянно сталкиваются с этими проблемами. Ведь в церковь за помощью и утешением обращаются не только сами отчаявшиеся алкоголики и наркоманы, но еще чаще их жены, матери и дети. Церковь для многих – последняя надежда.
Иеромонах Иона (Займовский), занимающийся проблемами химической зависимости, пишет, что церковно-аскетические рекомендации, которые обычно дают священники, далеко не всем помогают. На какое-то время человек может вернуться к нормальному образу жизни, перестает употреблять алкоголь или наркотики, но почти всегда меняет одну зависимость на другую. Неблагополучие и скандалы в семье, как правило, не прекращаются. Часто родственники таких больных буквально одолевают священников, некоторые из них начинают неистово заниматься религиозно-социальной деятельностью. Иеромонах Иона, хорошо знающий проблему, говорит, что эти люди тоже серьезно больны.
Через некоторое время «завязавший» наркоман или алкоголик вновь возвращается к своему пристрастию. Ведь вопреки тому, что обещает реклама многочисленных коммерческих наркологических клиник, алкоголизм или наркоманию нельзя вылечить, можно только прервать, весь вопрос в том, насколько. Как показывает мировой опыт, дольше всего удается сохранить отказ от алкоголя или наркотиков в группах самопомощи. И еще эффективней, когда таким группам помогает церковь.
«Именно совместные усилия медиков, психологов и священников наилучшим образом способствуют преодолению алкогольной и наркотической зависимостей. Необходима консолидация усилий Церкви и государственных структур, прежде всего медицинских» – таков взгляд на проблему патриарха Алексия II.
В Даниловом монастыре под руководством иеромонаха Ионы (Займовского) более трех лет работают группы самопомощи алкоголиков и группа самопомощи их родственников. В сентябре 2004 года открылась группа для детей и подростков из семей алкоголиков и наркоманов. На основе опыта этих групп при Даниловом монастыре создан Центр реабилитации алкоголиков и наркоманов «Дом на полпути». Его руководитель – иеромонах Иона. Работа проводится по принципу проверенной мировой практикой 12-шаговой программы Анонимных Алкоголиков (АА) и Анонимных Наркоманов (АН). «Не следует с ходу отвергать и порицать идеи, даже если они рождены вне православия, которые служат благу людей. Опыт, который накоплен в сообществах Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, не должен быть проигнорирован в России – напротив, он должен стать предметом пристального изучения», – говорит патриарх Алексий II.
Полный лечебно-реабилитационный курс занимает не менее года. Большое внимание уделяется социальной адаптации и работе с психологами. Очень важный момент – принадлежность к православной церкви совсем не обязательна. Принимают всех.
Иеромонах Иона, инициатор создания групп самопомощи при церквах, предупреждает священников, что необходимо сохранять чувство реальности, не превращать здоровое сотрудничество в контроль, а проповедь – в навязчивость, и подчеркивает, что в работе со столь специфическими больными, как алкоголики и наркоманы, главная задача – исцеление человека, а не пропаганда даже самых лучших в мире идей. Отношения священника и пациента должны строиться на уважении свободного выбора и достоинства личности.
Группы самопомощи больных и их родственников открыты при храмах Малое Вознесение, Тихвинской иконы Божией Матери в бывшем Симоновом монастыре.
Успешность работы церкви с больными трудно переоценить. Каждый, кто попадал в Первую Градскую больницу и сталкивался там с деятельностью медсестер из православного сестричества, ощущал, что такое настоящее милосердие. Алкоголиков и наркоманов Русская Православная Церковь рассматривает не как преступников, не как грешников, а как страдающих людей, ее цель – помочь им вернуться в жизнь.