Газета Здоровье Интернет-версия

30.05.2003 00:00:00

Бессмертие на выбор

Тэги: бессмертие, старость, медицина

На протяжении всей своей истории человечество задается вопросом, который, несмотря на смену эпох, звучит одинаково: можно ли победить смерть и как это сделать? Сегодня все больше ученых заявляют, что нашли свое "средство Макрополуса" и вот-вот одолеют старуху с косой.

"Борьба человечества со смертью имеет долгую историю, - рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Государственного исторического музея РАН Людмила Орехова. - Античные ученые и алхимики Средневековья, медики и знахари, короли и простолюдины искали способ жить вечно. В Древнем Риме после окончания гладиаторских боев зрители бросались на арену, чтобы умыться кровью поверженных. Еще более радикальным способом обрести бессмертие считалось употребление крови новорожденных младенцев".

Сохранилось немалое количество "секретных" рецептов бессмертия, самым старым из которых уже более четырех тысяч лет. Например, для того чтобы прожить триста лет, по представлениям древних, надо было высушить 600 пауков, 300 летучих мышей и 99 жаб, истолочь их в порошок и выпить в полнолуние. Очень важно, чтобы жабы были столетними. Наутро, если испытуемый оставался жив, его якобы ждала долгая, безоблачная жизнь. Потом попытку можно было повторить, правда, количество высушенных тварей всякий раз увеличивалось втрое.

А в древнеперсидском манускрипте содержится такая рекомендация: "Чтобы избежать смерти, надо взять человека рыжего и веснушчатого и кормить его фруктовыми плодами до 30 лет, затем опустить в медный сосуд с медом и травами, заключить этот сосуд в золотые обручи и герметически закупорить". Через 120 лет, утверждает автор манускрипта, его тело обратится в мумию. Содержимое сосуда следовало принимать маленькими порциями каждый день, что гарантировало продление жизни на 300-500 лет.

Сегодня человечество озабочено проблемой бессмертия ничуть не меньше, чем в древности. В начале 20-х годов прошлого века появились ювенологи, пытавшиеся продлевать молодость мужчинам, пришивая им половые железы макак. Швейцарский ученый Питер Ниганс предложил вводить в стареющий организм сыворотку из тканей новорожденных ланей. А геронтологи из 2-го Московского медицинского института в 1975 году умудрились вдвое продлить жизнь подопытных мышей с помощью маточного пчелиного молочка. Но никаких сенсационных результатов ни эти методы, ни аутотрансфузия (переливание пациенту собственной крови, запасенной заранее) не дали. Казалось, победить старость невозможно.

И вот на пороге нового тысячелетия одна за другой посыпались сенсации. Американские доктора медицины Райт и Шоун из Кливлендского университета два года назад заявили: "Найден часовой механизм, отвечающий за жизнь и смерть на клеточном уровне". Как сообщил научно-популярный журнал "Дискавери", открытый ими фермент теломераза способен заставить человеческие клетки не прекращать свое деление и тем самым постоянно омолаживаться. Если синтезировать теломеразу искусственно, дескать, можно продлить жизнь почти до бесконечности. Увы, через несколько месяцев сенсация провалилась: "вечно молодые" мыши, над которыми проводились эксперименты, через 2-3 месяца заболевали раком и умирали.

"Следующим шагом на пути поисков долголетия стали гормоны, - поясняет ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАМН, доктор биологических наук Александр Дубров. - Одни укрепляют кости и мышцы, разглаживают кожу, другие, такие, как мелатонин, продлевают жизненные циклы. Итальянские биологи провели серию экспериментов, опять же с мышами, которые стали стройнее и подвижнее. Но через полгода┘ сдохли".

И тут голос подали российские ученые. Как нам рассказала ведущий специалист Института биохимической физики РАН, доктор биологических наук Людмила Обухова, в начале этого года ее коллегам удалось выделить бессмертные клетки соединительной ткани, что в будущем позволит продлить жизнь по меньшей мере в 2-3 раза. В отличие от западных ученых наши геронтологи сделали ставку на антиоксиданты - вещества, позволяющие сократить интенсивность окислительных процессов в организме. Именно они и являются одной из причин старения. Правда, пока говорить о практических результатах рано: опыты над теми же несчастными мышами и крысами начаты всего несколько месяцев назад. "И тем не менее мы полны оптимизма", - подчеркивает Людмила Константиновна.

Перечислять методы борьбы со смертью можно еще долго. Ученые из Сибирского отделения РАМН предложили бомбардировать организм искусственно синтезированными клетками-макрофагами, которые отвечают за обновление клеток.

Но, может быть, куда больший смысл имеет сохранение не бренного тела, а мозга, хранящейся в нем информации? Ведь именно она определяет человеческую индивидуальность. Попытки обессмертить личность путем заключения "интеллекта" в специальные резервуары уже предпринимаются в Институте мозга РАМН.

Недавно известный нейрохирург, профессор Герхард фон Клике, опубликовавший результаты своих бесед с рядом авторитетных ученых, поставил смерти смертный приговор. По его мнению, "старость - тяжелое заболевание, которое вполне поддается консервативному лечению. Вмешательство в генный аппарат человека вскоре позволит значительно раздвинуть границы жизни. Ближайшее поколение может рассчитывать на 150-160 лет полноценного существования, а их потомки будут жить в полтора-два раза дольше".

По оценкам президента британского Фонда будущего, профессора биологии Энтони Грейхема, "уже через 30-35 лет пенсионный возраст отодвинется к 80-90 годам, после чего у человека останется еще около 60 лет активной жизни".

Радикально изменится и хронология жизни: вместо одного-двух образований люди смогут получать по пять- шесть, каждые два-три года менять места работы и жительства, вступать в брак каждые пять-шесть лет... Вообще же, по мнению ученых, институт брака будет постепенно изживать себя: люди будущего предпочтут свободно сожительствовать друг с другом, меняя любовников как в 40, так и в 70 лет. При вечной-то молодости - почему бы и нет? А дети будут рождаться в основном путем искусственного осеменения: это позволит избежать ряда внутриутробных болезней и травм. Словом, не жизнь, а сказка.

Хотя, если вдуматься, о таком ли бессмертии мы мечтали?