Первый роман Леонида Подольского (р. 1947) – прозаика, автора романов «Эксперимент», «Идентичность», сборника повестей и рассказов «Судьба» и др., долго шел к читателю. Как пишет автор, «Распад» создавался в течение шести лет, «в основном в другой – и для меня, и для страны – жизни, в годы перестройки. «…Это в некотором роде роман‑предсказание, попытка угадать будущее, но вместе с тем и попытка осмыслить действительность, советскую жизнь, эпоху, как вскоре оказалось, подходившую к концу. Начинал я писать исключительно для себя и для очень узкого круга, это было мое исследование, шансов обойти цензуру и издать свой роман у меня практически не было никаких». В книге о науке и любви, истории и обществе переплетаются реальность и магия, а сатира и сарказм соседствуют с элементами притчи.
В сборник Ольги Поповой – выпускницы филфака Ленинградского университета, работавшей экскурсоводом в музее истории города в Петропавловской крепости, автора книг «Прощание» и «Переход», – вошли в основном стихотворения последнего десятилетия: «Когда все обрыдло,/ так, что слова не сказать,/ рожа в зеркале – быдло,/ знаменье – коза./ Когда Бог умер,/ остались только ангелы,/ но от них тошнит,/ как от иеговистского евангелия –/ значит, исчислен срок,/ вышвырнут за порог –/ ты козел отпущения…». В послесловии «Об этой книге» Григорий Беневич и Сергей Завьялов называют творчество Поповой стихами «после смерти Бога»: «Опасное для души (ведь речь идет об открытости неприрученным силам), такое направление имеет свое преимущество для поэзии, поскольку, возможно, ей органичнее пребывать в более архаической стихии (где она и зародилась), нежели в христианской».
Впервые, как утверждает издательская аннотация, в книге представлены личное дело Венедикта Ерофеева (1938–1990) из детского дома города Кировска Мурманской области и 160 биографических справок людей, знавших писателя. Среди них – поэт Белла Ахмадулина и художник и писатель Вагрич Бахчанян; воспитатель в детском доме Анна Бучина и институтский преподаватель Ерофеева Игорь Дудкин, однокурсница Валентина Еселева… Иллюстрированный фотографиями сборник также включает посвященные Ерофееву статьи историка литературы, эссеиста, главного библиотекаря Кировской центральной городской библиотеки им. Горького, организатора музея писателя в Кировске, постоянного автора «НГ‑EL» Евгения Шталя (р. 1954) – «М.Е. Салтыков‑Щедрин и В.В. Ерофеев» (до выхода книги отрывок печатался «НГ‑EL» от 18.10.18), «Генрик Ибсен – любимый писатель Венедикта Ерофеева» и другие. А в одном из приложений представлена попытка пофантазировать, «что написали бы о Ерофееве знаменитые поэты, если бы жили в его время», в том числе Гомер, Шекспир, Гете, Байрон (печатались под псевдонимим Эуджен Тару в «НГ-EL» от 25.10.18).
Поэт, теоретик отечественного авангарда Алексей Чичерин (1889–1960) стоял у истоков Литературного центра конструктивистов, проводившего эксперименты с визуализацией фонетики и реформой орфоэпики. Настоящее издание, как сказано в предисловии, «представляет практически весь корпус чичеринских работ». Творческое наследие Алексея Николаевича жанрово разнообразно: оно включает и прозаические фрагменты, и стихотворения, и графическую поэму, и воспоминания о Владимире Маяковском, и «конструэмы», и авангардистские декларации… Помимо чичеринских произведений сборник включает разделы «Рецепция и биографические материалы» (здесь, в частности, представлены фрагменты работ литературоведа Корнелия Зелинского), «Исследования» (статьи Сергея Бирюкова «А.Н. Чичерин: поэт звучарно‑визуальный, или Что годится для знака поэзии», Александра Гончаренко «Биография и конструктивизм А.Н. Чичерина» и т.д.), «Иллюстрации» (афиши, обложки и пр.).
Сборник статей подготовлен кафедрой истории отечественного искусства истфака МГУ по материалам конференции «Русское искусство. Норма и разрыв», состоявшейся в МГУ в марте 2018 года. Тематика докладов охватывает искусство от древнерусского до современного. Это и «Собор Андроникова монастыря и раннемосковская архитектурная традиция: проблемы соотнесения» (Андрей Баталов), и «Символ радуги в искусстве К.А. Сомова» (Павел Голубев), и «Архитектура фабрики «Буревестник» Константина Мельникова: разрыв с традицией и спор с нормой конструктивизма» (Владимир Седов) и др.
комментарии(0)