Александр Башлачев: исследования творчества. – М.: Русская школа, 2010. – 144 с. ISBN 978-5-91696-008-2
Сборник статей о творчестве поэта и музыканта Александра Башлачева (1960–1988), приуроченный к его 50-летию. Как пишет в эссе «Пусть не ко двору...» Роман Сенчин, «страшно то, что не слышно сегодня тех, будящих, зовущих подняться колокольчиков, одним из которых был Александр Башлачев». Лидия Дмитриевская рассматривает евангельские и фольклорные образы в поэзии Башлачева, Ирина Минералова – стиль и лирического героя, Александр Пашков – его творчество и рок-традицию... В издании представлен также «Фотоотчет» о жизни поэта.
Ната Сучкова. Лирический герой. – М.: Воймега, 2010. – 56 с. (Приближение). ISBN 5-7640-0099-8
Ната Сучкова (р. 1976 ) – вологодская поэтесса, редактор местного альманаха «Стрекоза», выпускница Литературного института. «На Остоженке пахнет ладаном,/ позолотой осенней сусальной,/ шаурмою, хурмой, ханом Батыем/ и неистребимо – Рязанью...» – пишет она про Москву. И про Ростов: «Возле озера Неро, под илом,/ под сосновой смоленой корой,/ спят любимые мои могилы,/ укрываясь водой с головой...» И про море, и про очки: «И пусть последним станет слово: будем!/ Я это море, точно книгу, перечла,/ меня, как прежде, умиляют люди,/ которые купаются в очках...» А кого они не умиляют?
Евгений Гришковец. Продолжение жжизни. – М.: Астрель, АСТ, 2010. – 464 с. ISBN 978-5-17-063416-3
Это уже вторая книга, созданная по материалам блога в «Живом Журнале» известного актера, режиссера и писателя. То был первый год, это уже второй. Гришковец по-прежнему в десятке самых читаемых блогеров. Но текст уже отличается. Если первая книга была больше похожа на литературное творчество – на те монологи, из которых автор складывает свои моноспектакли и книги, то теперь его записи все больше приближаются к стандартам ЖЖ, пусть и хорошего, насыщенного информацией и личностным отношением к событиям того года с грузино-осетинским конфликтом, премьерами «Стиляг» и «Обитаемого острова». Если первая книга стремилась быть прозой, то вторая – идеальный интернет-блог. Хоть посылай его в Палату мер и весов. К книге прилагается компакт-диск, но это скорее реклама медийных проектов Гришковца, чем что-то действительно имеющее читательский интерес.
Алла Большакова. От сущности к имени: Теории архетипа/ Предисл. Ю.Степанова. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 208 с.
По словам автора предисловия академика Юрия Степанова, «первое, что отличает по-настоящему фундаментальное исследование А.Ю.Большаковой, – это определение именно филологического (уже – теоретико-литературного) содержания и границ термина «архетип» в соотношении с другими: подчеркну, именно литературоведческими терминами и категориями – такими, как образ, символ, мифологема, идеологема, литературно-художественное направление, тема, мотив, сюжет...» Дело в том, что есть кардинальное различие в понимании архетипа в трудах древних платоников, Блаженного Августина, с одной стороны, и Юнга и его последователей, с другой...
Ника Батхан. Остров Рай. – Минск: Регистр, 2010. – 320 с. ISBN 978-885-6840-88-6
Новеллы, собранные в этой книжке, наполнены культурными аллюзиями и многоэтажными образами, в общем, не легкие для прочтения как бы между делом. Их можно назвать «сложносочиненными», в них несколько смысловых слоев и прихотливая структура. Но при всем при том все это – сказки. И, как и должно быть со сказками, каждая из них – дверца в другой, вымышленный, а может, и существующий где-то мир. Топография и хронография произведений весьма разнообразна: Туманный Альбион времен заката Античности, добатыевская Русь, эпоха флибустьеров и авантюристов, да просто Россия середины ХХ века┘ Все узнаваемо, но все – с небольшим сдвигом в сторону нереального. Именно так сказка, крадучись, входит в наш мир.