«Дядя Коля» против... Записные книжки епископа Варнавы (Беляева). 1950–1960/ Сост. П.Проценко. – Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2010. – 864 с. ISBN 5-88213-084-0
Епископ Варнава (в миру – Николай Беляев, 1887–1963) три года провел в советских лагерях (1933–1936), затем жил в Томске, а в 1949 году переехал в Киев, где стал вести записные книжки. По мнению составителя и редактора книги Павла Проценко, в них епископ Варнава «создал макет позднего сталинизма. Поздний сталинизм – эта вершина Советской империи – был царством декларируемого, провозглашаемого всеобщего счастья. Все настоящие люди полностью реализовывали себя в счастливом сталинском мире благодаря Вождю и единственно правильному учению. Но это счастье Варнава не принимал». Советская система раскрывается епископом Варнавой как антихристианская, ложная, а главное, как лишающая человека «способности чувствовать боль».
Ольга Сульчинская. Апрельский ангел. – М.: Арт Хаус медиа, 2010. – 112 с. ISBN 978-5-902976-46-2
Второй сборник стихов московской поэтессы Ольги Сульчинской (р. 1966). Из предисловия Бахыта Кенжеева: «┘главная задача Ольги Сульчинской – это увидеть в повседневности то самое прекрасное и высокое, надличное, что и составляет, на мой скромный взгляд, едва ли не главный смысл поэтического ремесла. Одухотворенность – вот, наверное, главное достоинство ее стихов». Согласимся с известным поэтом и процитируем: «У других-то крупнее жемчуг и щи погуще./ У других судьба завидней, халява слаще./ Побогаче дорожный плащ, веселей попутчик./ Бьют их, видимо, реже, а хвалят чаще┘»
Андрей Аствацатуров. Генри Миллер и его «парижская трилогия». – М.: НЛО, 2010. – 344 с. ISBN 978-5-86793-749-2
По заверению издателей, это первая в истории отечественной филологии научная монография, посвященная Генри Миллеру. Литературовед и прозаик Андрей Аствацатуров пытается реконструировать «концепцию мира» и «философию жизни» культового американского писателя, основываясь на анализе его текстов 1930-х годов, и в первую очередь романов «парижской трилогии»: «Тропик Рака» (1934), «Черная весна» (1936), «Тропик козерога» (1939). Рассматриваются влияния на Миллера учений Макса Штирнера, Петра Кропоткина, Освальда Шпенглера, Фридриха Ницше, Отто Ранка, Анри Бергсона, Отто Вейнингера и многих других. Но подчеркивается, что важнейшим способом самопознания для Миллера стала все-таки художественная практика...
Сэмюэль Беккет. Стихотворения 1930–1989/ Пер. с англ. и фр. и комментарии М.Дадяна и .Попцовой; послесловие М.Дадяна. – М.: Текст, 2010. – 270 с. ISBN 978-5-7516-0861-3
Впервые, как утверждают издатели, на русском языке – английские и французские стихотворения 1930–1989 годов Сэмюэля Беккета (1906–1989), великого ирландско-французского писателя, философа, эссеиста, драматурга, одного из основоположников театра абсурда, лауреата Нобелевской премии по литературе 1969 года. Как отмечает один из переводчиков Марк Дадаян, «поэзия Беккета вторична по сравнению с его прозой и драматургией... Однако неверно считать эти вещи довеском к основным произведениям писателя». Каждое стихотворение дается на языке оригинала и в переводе: «Годы учений мотайте без устали./ В годы странствий пускайтесь, безумствуя,/ В этом вежливом мирозданье,/ Что не смотрит на хамство познанья».
Мирослав Немиров. Онегдоты. – СПб.: Красный матрос, 2010. – 160 с. ISBN 5-7187-4194-5
Книжка своих собственных и народных (разумеется, в обработке и с комментариями) анекдотов, собранных поэтом Мирославом Немировым. Плюс попытка анализа, «разбор полетов» и разоблачение метода построения анекдотов вообще и «онегдотов» поэта Немирова в частности: «Они построены так: придумывается очень глупый и примитивный каламбур, к нему придумывается громоздкая повествовательная конструкция, которая позволяет каламбур, наконец, применить». На самом деле, конечно, не всегда и не обязательно каламбур примитивен, но по сути верно: так устроен «детский» анекдот. Детский, впрочем, только по конструкции. «┘Но, поскольку дело было при советской власти, пришлось дровосеков заменить на фашистов, а гомосеков – на Сталина и его маршалов. Получилась поэма в четырех книгах о Курской битве». В целом – книга очень смешная и поучительная.