Поэтесса-сновидица
Лидия Григорьева. Фото автора |
В Доме русского зарубежья состоялись юбилейный творческий вечер Лидии Григорьевой и презентация ее новых книг «Поэзия сновидений» и «Стихи для чтения в метро». На вечер пришли московские друзья Лидии Григорьевой, ведь сама поэтесса живет в Лондоне, но периодически приезжает в Москву, здесь у нее тоже есть квартира.
От литературных, так сказать, властей Лидию Григорьеву с юбилеем поздравила первый секретарь Союза российских писателей Светлана Василенко. Она зачитала поздравление, вручила юбилейную грамоту и большой букет цветов. Светлана Василенко заметила, что, несмотря на то что Лидия Григорьева яркий, самобытный поэт, что у нее часто выходят замечательные книги, толстые литературные журналы почему-то почти не приглашают ее публиковаться, что по меньшей мере странно, несправедливо, и хотелось бы, чтобы эта несправедливость была в ближайшее время все-таки устранена.
На юбилейный вечер приехала давняя подруга Лидии, народный поэт Якутии Наталья Харлампиева. Она летела из Якутска на самолете через всю Россию целых семь часов, привезла свои поздравления и алмаз, добытый, как утверждается, в море Лаптевых. Ведь Лидия, когда ее отец служил полярным летчиком, долгие годы жила на Крайнем Севере, прямо на берегу этого моря.
Доктор технических наук Фадей Осинников и поэтесса Наталья Лясковская прочитали фрагменты из своих статей о творчестве Лидии Григорьевой.
Новые книги, представленные на вечере, были изданы в петербургском издательстве гуманитарной литературы «Алетейя», с которым Лидия давно сотрудничает. Там же выходили и книги ее мужа, Равиля Бухараева (1951–2012). Татьяна Савкина, генеральный директор издательства, сказала, что «Алетейя» издает серию «Русское зарубежье», и вот в этой серии как раз вышли эти книги.
Книга «Поэзия сновидений» интересна тем, что в ней собраны стихи, написанные во сне. Лида всю жизнь видела стихи во сне и потом их записывала, еще в молодости она интересовалась трудами Фрейда о сновидениях. Книга почти научная, поэтому и предисловие к ней написал директор Института сновидений, а послесловие – врач-психоневролог. Лида прочитала одно из самых сильных стихотворений из этой книги, оно написано в 1967 году. «На чердаке в полутьме паутины/ мертвый художник рисует картину/. Линия вправо. Наискосок./ Желтая краска. Белый висок./ А перед ним на складном табурете/ голая женщина в красном берете./ Линия влево. Линия вверх./ Будет картина. Будет успех./ Долгие годы длится мазня./ Умерли дети, соседи, родня./ Мерные взмахи мертвой руки/ – ведь умирают одни дураки!/ Белое тело. Наискосок/ – синяя краска. Красный мазок./ Умер художник – он еле стоит./ Дальних потомков его восхитит/ пиршество линий, бледность плеча,/ мужество гения и палача».
В «Книге для чтения в метро» собраны в основном четверостишия: ироничные, философские, юмористические. На обложке – схема лондонского метро, чтобы гости, если пожалуют, так сказать, не заблудились. Лида также прочитала собравшимся много стихов и оттуда. «Ты был всегда моим оплотом./ И ты – не умирал!/ Я до сих пор питаюсь медом,/ Который ты собрал…». «Опять где тонко, там и рвется,/ Но меж зияющих прорех/ То книга нужная найдется,/ А то и вовсе – человек…»
Лидия Григорьева считается родоначальницей такого нового жанра, как фотопоэзия. В Лондоне около ее дома есть сад, в котором растут прекрасные цветы. Лидия очень любит их фотографировать. И вот из этого ее увлечения и родился подобный жанр. В конце вечера Лидия Григорьева продемонстрировала созданный ею на основе цветочных фотографий фильм о цветах «Иерусалим сада моего».