Литераторам Евгению Степанову, Сергею Бирюкову, Нине Красновой и Александру Бубнову уютно среди книг. Фото автора
В Доме-музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке, в камерной атмосфере, располагающей к контакту поэта с залом, Евгений Степанов представил две свои книги.
В первой части вечера поэт читал тексты из сборника «Аэропорт», в который вошли стихотворения, написанные в традиционной силлабо-тонической манере: «что тут поделаешь – да я такой/ пьяный и странный – от жизни балдея,/ я по Фонтанке иду до Тверской/ а по Тверской я иду до Бродвея…», «не суперстар, а просто стар», «Ты – женщина. Значит – умнее меня,/ Умнее меня и добрее», «Обними, пожалуйста, меня», «От станции «Небо» до станции «Дно»/ всего-то одна остановка./ …От станции «Дно» до высоких небес/ Почти бесконечна дорога», «Эпоха распиленных грантов,/ Эпоха фальшивых талантов», «а последние сделались первыми,/ предварительно первых убив…/ ничего на земле не меняется/ ничего не изменится тут».
Потом он перешел к книге «So ist das Leben (стихи на разных языках)», которая появилась совсем недавно. Он прочитал стихи на французском, немецком, английском, украинском и даже чувашском языках. И на русском, естественно: «Я говорю по-английски плохо/ Но меня все понимают/ Я говорю по-французски… по-немецки… по-украински… по-болгарски плохо/ Но меня все понимают…/ Я вроде бы неплохо говорю по-русски/ И даже преподаю стилистику в одном престижном вузе/ Но меня понимают всего несколько человек». А еще он показал свои экспериментальные стихи из раздела «Заумно-визуальный язык», где есть акростихи, фигурные и нумерологические стихи, и палиндромы, и анаграммы, и «заумь… и зумь безумь»…
Вслед за героем вечера выступали гости. Сергей Бирюков, поэт, критик, профессор университета в городе Галле (Германия), президент Академии зауми перенесся на машине времени в 80-е годы: «Женя Степанов когда-то ходил ко мне в литературную студию, когда мы оба жили в Тамбове, 35 лет назад. Он мой ученик. Евгений Винокуров говорил: «Учитель, воспитай ученика,/ Чтоб было, у кого потом учиться». Я воспитал такого ученика и теперь сам многому учусь у него. Он всего себя посвятил литературе, весь сосредоточен на ней. Нам надо равняться на Женю Степанова…» Бирюков прочитал свое стихотворение «Тамбовская пыль», посвященное Степанову: «Кто тебя еще восславит/ В алфавитном беспорядке?..» – а потом исполнил в стиле мелодекламации «Стихи… которые теней не образуют вокруг себя», «Ступенями стиха к вершине беги…».
Поэт, культуролог, президент Академии русского стиха Слава Лен рассказал о Бродском, Уфлянде, Сосноре… По его мнению, сейчас самый лучший толстый журнал, где поэты могут размещать свои стихи, это социальные сети, если не считать журналов Евгения Степанова. Он прочитал несколько своих стихотворений: «Свобода не знает Рая… Беда не ходит одна», «Каинова печать», «Не в силах быть самим собой», «Бились русские с американцами/ До последнего украинца».
Затем автор-исполнитель Ирина Голубева исполнила под гитару несколько своих песен: «Рыжая лошадь» и «И лишь напоминают поезда/ О том, что есть другие города».
Гость из Курска, доктор филологических наук, поэт-палиндромист Александр Бубнов похвалил Евгения Степанова за то, что тот «собирает камни», то есть «объединяет поэтов», и вынес на суд присутствующих свои стихи обо «всех, кто воплотился на земле», и палиндромы: «кот с ежихой, ох, и жесток»…
А Нина Краснова прочитала стихи из своей книги «Тайна», адресованные Евгению Степанову, «Феноменальное явление» и частушечные «Комментарии к фотографии»: «На этой фотке образ Женин/ И поэтичен, и блаженен», «Я сижу, любуюсь Женею,/ Ощущаю в сердце жжение».
Выступили со своими добрыми словами о Евгении Степанове и со своими произведениями поэты и прозаики Владимир Делба, Роберт Кесслер, Галина Богапеко, Анна Чернокнижникова, Людмила Саницкая, Людмила Осокина, Борис Якубович, Александр Карпенко и др.