Наталья Кременчук и Сергей Дмитренко пытаются наглядно показать объем своего вклада в роман. Фото Анатолия Степаненко
В библиотеке префекта ЦАО Москвы было много разговоров об «Академии фуршетов», «халявщиках» и других составляющих неформального литературного общения. Все это обсуждалось в рамках презентации романа Натальи Кременчук «Смерть на фуршете». В нем автор изложил свою точку зрения стороннего наблюдателя на «литературные тусовки».
Рассказ начал креативный редактор романа, прозаик и литературовед Сергей Дмитренко. Он поведал о том, как на фуршете по случаю вручения Премии Белкина появилась сама идея книги: «Все такие сытые и довольные, но вот если бы кого-нибудь сейчас убили…» Вдруг в окно влетел снежок, чуть было не угодивший в голову креативного редактора. Вслед за ним еще один. «Дети балуются, – заметил Сергей, выглянув в окно, – молодые критики тоже хотят поучаствовать в обсуждении». Чтобы обезопасить себя от неконструктивной критики, выступающему пришлось сесть.
После «обстрела» речь шла о попытках напечатать уже готовое произведение. Предпринимались они, что характерно, также на фуршете, но уже другой премии – «Триумф». Большинство редакторов настаивали на сокращении, часто даже – на сокращении вдвое, но всегда возникал вопрос: как можно сократить детектив? В итоге глава из романа была напечатана в книжном приложении «НГ-EL», а сам роман вышел в финал премии «Независимой газеты» – «Нонконформизм 2013», а позже в полном виде его напечатал журнал «Москва».
Когда зашла речь о прототипах героев романа, поднялась и выступила писательница Наталья Кременчук. Автор все это время скромно сидела в сторонке, но теперь пожелала рассказать «женскую версию» создания романа, поскольку до этого звучала «мужская». Подтвердив, что идея пришла ей в голову в 2008 году на Премии Белкина, Наталья вспомнила свою мысль в тот момент: «Лучше бы они дома сидели и писали свои произведения». Тогда она была, как и главная героиня романа, человеком не из литературной тусовки, и ей казалось противным такое упоение фуршетной жизнью.
В конце вечера, когда и Сергей, и Наталья дружно и весело сваливали авторство друг на друга, из зала раздался шуточный вопрос: «Есть ли жизнь на фуршете?» И ответ стал очевиден через несколько минут, при переходе к неформальному общению.