Василий Бородин и Геннадий Каневский представляют книги новой серии. Фото автора
В клубе «Дача на Покровке» состоялась презентация книги Василия Бородина «Дождь-письмо», выпущенной буквально на днях – 22 июля. Сборник вошел в ряд книг новой серии «Внезапно стихи», приуроченной к Х Майскому фестивалю новых поэтов. Как отметила куратор серии, поэт Дарья Суховей, каждую неделю в течение лета 2013 года было решено издавать по поэтической книге молодых поэтов, среди которых Иван Соколов, Виктор Самойлов, Алексей Кияница, Олег Демидов, Лидия Чередеева и др.
По словам Василия Бородина, книга при небольшом объеме получилась цельной, с выстроенной драматургией, стихотворения следуют друг за другом по принципу времен года: первое относится к концу мая, а последнее – к началу сентября.
«Дождь-письмо» – послание поэта городскому жителю о ноте майского жука, о «сквозь корзину ветвей» летящем «солнце-мяче», о партитуре природной тишины, о месте для птички, смытом дождем, о «подземных разговорах медведок и землероек» и, конечно, о песне жизни. Чтение Василия Бородина напоминало пение, а ритм его стихов не хотелось прерывать и останавливать, как звук дождя.
После эмоционально-чувственного выступления Василия Бородина в клубе развернулась довольно оживленная дискуссия, которую в полном объеме можно услышать в записи интернет-проекта «Литературное радио». Поэт, литературный критик, издатель Дмитрий Кузьмин отметил, что среди авторов, вошедших в серию, есть не только фигуры безусловные, важные, но и совершенно бессмысленные, таким образом, здесь представлен набор разнопорядковых имен. «Как продекларировать тот жест, которым эти авторы объединяются? Что именно можно сказать представленным комплектом имен?» – задал вполне правомерные вопросы куратору серии Кузьмин. По мнению Дарьи Суховей, авторов объединяет единство действия, которое актуализируется в несколько большей степени, нежели единство времени и места. То есть, как сообщила публике куратор, создание контекста важнее, чем те столпы, которые находятся на том поле, где начинают строить дом.
К обсуждению новой серии присоединилась литературный критик, прозаик и поэт Анна Голубкова со своим пониманием принципа, по которому был выстроен ряд авторов. Она привела в пример статью Дарьи Суховей, участвовавшую в этом году в конкурсе «Летающие собаки», – «Поэты возраста футболистов и актрис». Там был проведен своеобразный и достаточно смелый со стороны автора эксперимент: в интернет-поисковике появлялся запрос из довольно простой комбинации слов – «поэт родился в 1990 году», и потом все появившиеся варианты ответов-ссылок тщательно прорабатывались и исследовались. По мнению Дмитрия Кузьмина, это чистой воды алеаторика, свободная комбинация «внезапно» подвернувшихся имен. Однако в данном случае степень невнезапности в выборе тех или иных поэтов все-таки присутствует. По признанию Дарьи Суховей, во всех июньских стихотворениях использованы приемы, свойственные поэтической системе концептуализма. Единственным исключением стал разве что как раз сборник Василия Бородина.
Поэт Галина Рымбу также не преминула уточнить у куратора, чем обусловлена исторически-временная необходимость создания подобной серии, где каждый из авторов «внезапно» выхвачен из литературного поля. Из ответа Дарьи Суховей стало ясно, что для нее эта экспериментальная серия прежде всего была возможностью попробовать себя в качестве куратора-редактора, отвечающего за поэтический контент. Оказывается, «Внезапно стихи» – это попытка перевернуть, сдвинуть привычные представления о литературном пространстве, внеся в него ворох новых текстов, и здесь важен именно временной промежуток как скоротечный и конечный момент издания подобных книг.
В заключение презентации серии Василий Бородин получил из рук Дарьи Суховей в подарок книгу Алексея Колчева, вышедшую вне проекта, и с удовольствием прочел из нее стихи.