0
1588
Газета Факты, события Интернет-версия

07.03.2013 00:00:00

Однотомник в пятикомнатной


Ирина Озёрная рассказывает о Юрии Олеше. 
Фото автора

В Музее-квартире Всеволода Мейерхольда состоялся литературно-музыкальный вечер-презентация «Любящий Вас по уши Юрий Олеша». Повод – выход однотомника Юрия Карловича (1899–1960), любовно подготовленного литературоведом Ириной Озёрной.
Пятикомнатная квартира впустила в себя чуть более полусотни страждущих, что было явно больше привычного числа посетителей. Интеллигентные гости (в основном люди пенсионного возраста) собрались в комнате с роялем. Их верхняя одежда заняла все вешалки и даже диван, на который шубы, пальто и куртки пришлось сложить горой. Позже из недр этого «кургана» будет звонить молодой мобильник, упорно повторяя по десятку раз мелодию группы Nirvana.
Ирина Озёрная рассказывала о создании «Зависти»: о том, что роман, рассчитанный на книжных гурманов, писался пять лет (Олеша вообще творил мучительно долго, с кучей вариантов); о том, что «первых страниц было триста, но ни одна потом не стала первой»… А вот роман (не сказка!) для детей «Три Толстяка» был написан всего за год, почти в шутку; зато кормил автора всю жизнь. Любопытные узнали историю появления этой книги: Олеша увидел из окна девочку в розовом, читающую сказки Андерсена. Тут же дал слово, что напишет для нее не хуже именитого датчанина. И сдержал слово. Позже оказалось, что девочку звали Валей Грюнзайд. Потом она стала женой Катаева, но посвящение подросшей Валентине сохранило первое издание сказки, вышедшее в издательстве «Земля и фабрика» в 1928 г. Интересно, что черновиков «Трех толстяков» не сохранилось (за исключением отдельных листочков), поскольку «гудковец» Олеша писал на рулоне типографской бумаги, а рулон в архив положить невозможно.
Презентованная книга имеет принципиальные отличия от издававшегося ранее. Есть много ценного: «Речь на I Всесоюзном съезде советских писателей», «Ни дня без строчки», россыпь рассказов… А еще – пьеса для кинематографа «Строгий юноша» и не опубликованное до сих пор стихотворение «Рай» (из поэмы «Агасфер»), относящееся к циклу «Романтика»: «По одуванчикам ходила Ева,/ и вздрагивали, но не осыпались/ покачивающиеся головки…/ Летели пчёлы поутру к кустам/ и, подгибая золотые брюшка, / перебирая лапками, гудя,/ крылатых роз сбирали тонкий сок…» Олеша осознанно завязал с юношеской лирикой, отдав себя всецело лишь прозе, с «настоящим простором для поэзии».
В книге имеется предисловие «Линии судьбы попутчика Занда» (по сути – биография Олеши), написанное Ириной Озёрной. Ею же сделаны и примечания. Сборник содержит также несколько фотографий писателя и его 13 рисунков, хранящихся ныне в фондах РГАЛИ и ГМЛ.
Актер Александр Пономарёв бархатным голосом читал куски из произведений Олеши. Прозвучал и голос самого Юрия Карловича – запись сохранила его рассказ о знакомстве с молодым (тогда) композитором Владимиром Рубиным, автором оперы «Три толстяка». Постаревший (ныне) Рубин присутствовал на вечере, делился собственными, все еще яркими воспоминаниями. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дорогие кредиты сравнялись по вредному влиянию с западными санкциями

Дорогие кредиты сравнялись по вредному влиянию с западными санкциями

Михаил Сергеев

В металлургии и горнодобывающем секторе доминируют негативные изменения

0
527
Адвокатские фирмы займут весь рынок правовых услуг

Адвокатские фирмы займут весь рынок правовых услуг

Екатерина Трифонова

Минюст поддерживает продолжение подконтрольной монополизации

0
480
Единый день голосования больше не мешает отставкам губернаторов

Единый день голосования больше не мешает отставкам губернаторов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На региональном управлении сказался изменившийся баланс внутривластных групп

0
556
Россия продлевает добровольное ограничение нефтедобычи на 2025 год

Россия продлевает добровольное ограничение нефтедобычи на 2025 год

Ольга Соловьева

Низкий спрос на сырье в Китае может потребовать дополнительного сокращения квот

0
538

Другие новости