Поэт-актер Егор Сальников.
Фото Леонида Селеменева
Стихотворные слэмы, ринги, дуэли и прочие поединки сегодня чрезвычайно популярны. Нельзя сказать, что этот факт огорчает публику – скорее наоборот. Вести о поэтических соревнованиях приходят из разных уголков России. Эта тенденция означает, что стихи у нас не только пишут, а еще иногда и слушают. Особенно приятно, когда это происходит в контексте молодежных клубных тусовок. Наверное, многие уже слышали про серию поэтических дуэлей «Слово за слово», проходящую около двух лет. Как часто происходит, желание сразиться словом зародилось на интернет-сайтах, потом появилось желание «развиртуализироваться» и устраивать дуэли по-настоящему, вживую – на сцене.
Не поминая лишний раз «солнце русской поэзии», который погиб на реальной дуэли, участники «Слова за слово», конечно, используют в поединках лишь словесные пули. Задача – не струсить, не стушеваться, не спрятаться в кусты, отстоять свою точку зрения и свои творческие приемы. А заодно – обменяться энергетикой, привнести в ситуацию живости, импровизации, пыла и драйва. Чтобы состязания проходили на уровне, организаторы проекта – лидер творческого объединения Free Poetry Ритта Саар и поэт Михаил Безликий приглашают на встречи секундантов – московских писателей и поэтов. В этой роли уже выступали Вадим Степанцов, Всеволод Емелин, Сергей Бирюков, Евгений В.Харитонов, Алексей Шепелев, наш коллега обозреватель «НГ-EL» Андрей Щербак-Жуков, Анна Герасимова (Умка), Света Литвак.
Третья игра сезона прошла в клубе Zavtra, куда в роли дуэлянтов пригласили Егора Сальникова, Михаила Октября, Артема Вощенникова и Егора Четырестачетыре. В общем, сложился сугубо мужской контент. В качестве секунданта на мероприятии выступил поэт, прозаик и литературовед Данила Давыдов. Перед началом действа он дал организаторам интервью, почитал стихи. В связи с наступившей в столице жарой встреча в подвальном помещении была томной, расслабленной. Тем не менее харизматичный поэт-актер Егор Сальников не разочаровал публику, прочитав длинные эпические периоды, наполненные, скажем, взглядами нового поколения на прошлое великой страны: «Новой силой высшей расы./ Ваш внук, послав в кармане фигу деду,/ легонько аннулирует победу/ и снимет фильм, где подвиг, как банкрот,/ теряется под пачками банкнот./ Кино – хорошее оружие для массы». Как уже не раз отмечали, у Сальникова поэтический талант удачно сочетается с умением подать произведения со сцены.
В полуфинале поэты читали по три стихотворения. Причем каждое должно было отвечать на предыдущее. Сказать честно, «перепалка» была чересчур условной – может быть, потому что тексты не были импровизацией: их нужно было подгонять под тему другого автора. Впрочем, поэзия имеет право на условность, до известного предела. Прошел отдельный конкурс на импровизацию, в котором поэты рождали экспромты на брошенные из зала строчки. В свое время мастерством парирования отличался Маяковский: «Почему вы все время штаны подтягиваете? Смотреть противно!» – приходили ему записки из зала, на что он отвечал: «А если у меня штаны упадут, вам будет смотреть приятней?» Поэты-дуэлянты старались быть остроумно-поэтичными, не упасть в грязь лицом. Когда пришло время определить полуфиналиста (обычно это выясняет ведущий, определяя шум аплодисментов «на ушко»), выяснилось: симпатии зала отданы Артему Вощенникову. Данила Давыдов голосовал за Сальникова, так что победу поделили Артем и Егор, получившие в качестве призов фирменные дуэльные майки «Слово за слово».