Фото сайта patriarchia.ru
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на последнем в этом году заседании Высшего церковного совета 26 декабря произнес слова, которых никак не ждали от поборника тотального религиозного натиска на систему государственного образования, церковного контроля над законотворческой деятельностью и непременного апологета всех идеологических начинаний российского правительства. Описывая в трагических тонах события вокруг Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), патриарх Кирилл выразил изумление тем, что подобное происходит «в стране, которая декларирует свою приверженность европейским ценностям, одна из которых – отделение Церкви, религии от государства». Тем самым глава Русской православной церкви выступил в роли решительного защитника либеральных, демократических ценностей, а главное – принципа светскости государства!
Патриарх Кирилл не в первый раз обращается к проблеме взаимоотношений церкви и государства. Так, в докладе на Архиерейском совещании в 2015 году. «Разумеется, управленческие структуры Церкви и государства не следует объединять; общественные ассоциации также призваны сохранять некую автономию и от государства, и от церковных институтов. Но люди в Церкви, государстве и обществе в значительной мере одни и те же», – говорил тогда лидер РПЦ. По его словам, задачи государства заключаются в том, чтобы охранять не только общественный порядок и физическое здоровья граждан, но и моральные устои, чтобы заботиться о сохранении семьи, возрождении культуры, о взаимопонимании между людьми и народами. «Церковь со своей стороны также призвана к тому, чтобы поддерживать в обществе приоритет непреходящих нравственных ценностей, хранить вековые традиции, помогать духовно сориентироваться и народу, и власти», – добавил Кирилл. «Если мы устраним каркас духовных и нравственных ценностей из здания государственности и общественной жизни, то ни государство, ни общество не смогут устоять под натиском вызовов», – пояснил он. Среди «государственнических» задач церкви забота о духовно-нравственном состоянии народа, сохранение и возрождение культурных традиций, патриотическое воспитание, укрепление межнационального и межрелигиозного мира и согласия, нравственная оценка законотворческого процесса.
Будучи еще митрополитом Смоленским и Калиниградским, Кирилл говорил в 2006 году, что «На самом деле в теории существует такая модель церковно-государственных отношений, которая с православной точки зрения считается идеальной. Это так называемая «симфония» Церкви и государства. Идея симфонии церковно-государственных отношений родилась и была оформлена в Византии. К сожалению, в самой Византии, ни в другом месте эта идея никогда так и не реализовалась. Да и вообще, наверное, во всей полноте и с абсолютной чистотой этот эксперимент поставить в реальной жизни невозможно. Однако принципы симфонического сопряжения Церкви и государства очень важны. Сегодня мы иначе описываем модель приоритетную для нас церковно-государственных отношений. Мы говорим о том, что Церковь не вмешивается в дела государства, а государство не вмешивается в дела Церкви, но при этом обе стороны находятся во взаимоуважительном диалоге и конструктивном сотрудничестве».
Так уж получилось, что византийский принцип симфонии взяли сегодня на вооружение в украинском государстве те, кто считает, что этому государству нужна собственная церковь. Эта национальная церковь также берет на себя обязательства укреплять традиционные ценности – но только такие, какими их видят поборники «особого пути» Украины. Причем в этом случае византизм подкрепляется авторитетом Константинопольского патриархата. А убежденность в своей правоте подкрепляется некоторыми действиями Русской православной церкви. Например, недавним участием патриарха Кирилла в коллегии Министерства обороны России. Причем как раз в такой момент, когда в Украине в самом разгаре военная истерия, связанная с событиями в Азовском море.
комментарии(0)