Собор передали московским лютеранам в присутствии президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. Фото со страницы Евангелическо-лютеранской церкви России в Facebook
31 октября 1517 года публичная критика практики продажи индульгенций, с которой выступил монах Мартин Лютер, дала начало не только новой ветви западного христианства, но и закату Средневековья. Отдаленным итогом Реформации стала Европа суверенных государств, а празднование ее 500-летия в уходящем году прошло в экуменическом духе.
В годовщину начала Реформации Папский совет по содействию христианскому единству и Всемирная лютеранская федерация опубликовали совместное коммюнике, в котором попросили друг у друга прощения за нанесенные христианам раны и обиды. Ватикан признал важность лютеровского богословского наследия и даже выпустил почтовую марку с коленопреклоненными Лютером и его сподвижником Филиппом Меланхтоном у подножия Креста Спасителя. 30 мая Константинопольский патриарх Варфоломей, выступая на торжествах в Тюбингенском университете, заявил, что в православии растет интерес к богословскому наследию Лютера. В первую очередь к его концепции свободы, которая стала поворотным моментом в истории понимания этого слова и имеет «эпохальное значение» для диалога христианства с современным миром.
Знаменательную дату отметили даже в коммунистическом Китае: в мае конференция «Пятисотлетие Реформации и Евангелие» прошла в Гонконге, а в ноябре идеи Реформации стали основной темой конференции по истории христианства в пекинском Центральном институте социализма.
В России главным событием, связанным с 500-летием начала Реформации, стала передача Евангелическо-лютеранской церкви кафедрального собора Петра и Павла в Москве. В церемонии принял участие президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
На самой родине Реформации эта дата стала национальным праздником. В праздничном богослужении в Виттенберге приняли участие президент Штайнмайер и канцлер Ангела Меркель. Этот день впервые отмечали во всех федеральных землях страны, хотя в Германии проживают как протестанты, так и католики, а также представители других религий.
Вместе с тем празднование в Европе не обошлось без критики. Многим показалось, что христианский праздник стал слишком уж германским, а Мартин Лютер предстает своеобразным немецким «папой» Реформации, затмив собой всех остальных ее деятелей. «На мой взгляд, протестантский культ Лютера вряд ли можно отличить от поклонения святым», – написал еще до торжеств пастор Евангелической церкви Гессена и Нассау Харман Дам, в качестве вызова изобразивший Лютера в иконописном стиле и с нимбом.
Германия действительно не была единственным центром Реформации, поэтому на торжествах в Праге и Женеве уделяли куда больше внимания фигурам Яна Гуса и Жана Кальвина соответственно.