Министерство образования и науки РФ ответило авторам апелляции на защиту первой в истории России кандидатской диссертации по теологии. Редакция «НГ» располагает копией документа. Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников сообщил инициативной группе ученых, что Минобрнауки не может рассмотреть апелляцию и приостановить выдачу диплома кандидата наук автору диссертации протоиерею Павлу Хондзинскому, потому что работа к этому моменту признана соответствующей установленным критериям и приказ о присуждении степени министерством к дню подачи возражений уже принят.
«Вместе с тем, Минобрнауки России направило в РО-ДОО ВО РПЦ «Общецерковная аспирантура и докторантура им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» запрос о получении объяснений по вопросу о возможных нарушениях, допущенных диссертационным советом в части размещения информации о защите диссертации Хондзинского П.В. на сайте организации, где проходила защита, а также о возможном нарушении принципа гласности при проведении заседания по защите диссертации Хондзинского П.В.», - говорится в письме министерства. «При получении ответа РО-ДОО ВО РПЦ «Общецерковная аспирантура и докторантура им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» вопрос о возможных нарушениях диссертационного совета Д 999.073.04 будет вынесен 13-ПГ-МОН-34015 вместе с вашим обращением от 09.08.2017 г. № ПГ-МОН-34015 на рассмотрение президиума Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России», - обещают в ведомстве авторам обращения.
Свое обращение группа ученых, в основном представителей естественнонаучных специальностей, направила в ведомство 27 июля с.г. Защита работы на соискание степени кандидата теологии состоялась 1 июня с.г. Пока инициативная группа ждала ответа на свой запрос, протоиерей Павел Хондзинский получил диплом кандидата наук. Об этом сообщил «Интерфакс» 8 августа с.г., как раз накануне того дня, когда апелляция была рассмотрена в Минобрнауки. В письме министерства говорится, что рассмотрение состоялось 9 сентября.
Нельзя не заметить, что промежуток времени между защитой и выдачей диплома первому кандидату по теологии не соответствует обычной практике. Обычно он занимает вдвое больше времени. Критики первой в истории защиты кандидатской работы по теологии указывают и на другие обстоятельства, вызывающие у них возражения. Например, на то, что защита состоялась 1 июня, а приказ министра образования и науки, позволяющий присуждать степень кандидата теологии, вступил в силу только 25 июня.
Один из авторов апелляции, заведующий лабораторией изучения информационных процессов на клеточном и молекулярном уровне ИППИ РАН, доктор биологических наук Юрий Панчин, по просьбе «НГ» прокомментировал ответ Минобрнауки:
«Представьте себе, что вы в сложной ситуации сдали в ломбард дорогие для вас часы за малую часть их цены с условием, что сможете выкупить их в течение месяца. И вот за неделю до срока вы приходите за ними с трудом собранными деньгами, а вам сообщают, что часы проданы, и дело закончено. Или вы сдавали экзамен и получили, по вашему мнению, заниженные баллы. Вам назначают апелляцию, и вы надеетесь исправить оценку. Придя в назначенный день, вы узнаете, что набор в ВУЗ завершен, и ваша апелляция никого не интересует. Такова судьба апелляции на первую официальную защиту диссертации по теологии в России.
РПЦ давно выдает степени по богословию, и кто «становится доктором богословия, получает специальный красивый докторский крест» (митрополит Иларион Алфеев). И никого это не волновало. Первый подзащитный по ВАКовской теологии, Хондзинский, к тому моменту был уже и кандидат, и доктор. 1 июня 2017 года, несмотря на критику ученых и ряд официальных отрицательных отзывов, защита первой диссертации по теологии состоялась. Не будем сейчас говорить о том, что теология никакая не наука, а стыдливо слегка прикрытая религия. (Диссертант Павел Хондзинский сказал, что теология — это «саморефлексия Церкви» [...] и «исходит из без условного факта существования Божественного Откровения, заключенного в Священном Писании. Богословие включает в себя общее учение Церкви, сформулированное Церковью на основе Писания», — [...] Патриарх Кирилл заявил, что теология «является систематическим выражением религиозной веры» [...]).
В ходе защиты и в процессе ее представления в государственную Высшую аттестационную комиссию (ВАК) всплыли подлог, ложь и нарушения процедуры, указанной в Положении о порядке присуждения ученых степеней. Несколько ученых собрали эти факты и доказательства, заверили их нотариально и строго в порядке закона составили и отправили апелляцию в Министерство образования и науки (МОН). Положение о порядке присуждения ученых степеней (статья 54) устанавливает: «На решение диссертационного совета по вопросу присуждения ученой степени организация, соискатель ученой степени или другое лицо может подать в Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 2 месяцев со дня принятия диссертационным советом такого решения апелляцию в части нарушения порядка представления к защите и защиты диссертации, установленного настоящим Положением».
Чиновники МОН признают, что апелляция была получена 27 июля, до окончания 2-х месячного срока, но (говорится в письме из МОН):
«Минобрнауки России издало приказ о выдаче Хондзинскому П.В. диплома кандидата теологии. Таким образом, рассмотрение аттестационного дела Хондзинского П.В. завершено, решение о выдаче Хондзинскому П.В. диплома кандидата теологии принято. В связи с изложенным, Минобрнауки России не может принять к рассмотрению апелляцию на решение диссертационного совета о присуждении ученой степени Хондзинскому П.В. и приостановить рассмотрение вопроса о выдаче ему диплома кандидата теологии».
«Подходи лохи, у кого дела плохи!» Вы говорите, что положили под первый наперсток вашу апелляцию? Ан нет! Под наперстком уже выданный кандидатский диплом! Когда-то Церковь выдавала индульгенции властям, теперь наоборот. С сочетанием многовекового церковного опыта и чиновничьих уловок состязаться сложно.
Вы можете выкупить свои часы в течение двух месяцев, а мы их можем продать, когда хотим!
А если выдать диплом в день защиты? А в Положении разве сказано, что апелляция после приказа невозможна? В проигнорированной апелляции уже было описано довольно нарушений, достаточных для аннулирования результатов защиты, а письмо из МОН показало, что мухлеж продолжается. Что им правила – они сами их придумывают. В Положении МОН написано:
«33. При положительном решении по результатам защиты диссертации диссертационный совет в течение 30 дней со дня защиты диссертации направляет в Министерство образования и науки Российской Федерации первый экземпляр аттестационного дела».
А в письме из МОН:
«Аттестационное дело Хондзинского П.В. поступило в Минобрнауки России 10 июля 2017 г.». А защита прошла 1 июня! На 10 дней превышен крайний срок подачи дела. Дальше тоже забавно. Если вы сами защищали диссертацию, то, наверное, удивитесь, что уже 14 июля министерство издало приказ о выдаче Хондзинскому П.В. диплома кандидата теологии. Поясним, что за эти 4 дня дело должно было быть проверено, созван и проведен экспертный совет по теологии ВАК, далее дела должны были быть переданы в президиум ВАК, президиум ВАК должен собраться, рассмотреть и передать замминистру рекомендации, а тот подписать приказ о выдаче диплома. Зачем такая спешка, ясно. Вдруг апелляция придет. Оборона позиций новой «науки» теологии закаляется в боях и готовит новые средства защиты от внешних нападок.
В июне на конференции в МИФИ с участием министра МОН было предложено «считать целесообразным формирование отрасли знания «Теология» путем создания групп специальностей по религиозно-конфессиональному принципу (например, 26.01.00 — православная теология; 26.02.00 — исламская теология; 26.03.00 — иудейская теология)». Разные теологии разведут по углам, чтобы друг у друга под ногами не путались. На той же конференции предлагается «полагать необходимым при формировании экспертного совета по теологии Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки Российской Федерации и диссертационных советов по теологическим специальностям нормативно закрепить согласование их составов с соответствующими централизованными религиозными организациями». Ну и, конечно, неверующий не может быть «ученым» теологом».
«Создается закрытый клуб для своих, чтоб им не мешали неправильными вопросами. Как выразился официальный оппонент первой диссертации по теологии Александр Корольков, «раньше в монахов стреляли, теперь ведут с ними полемику». Действительно, что может быть страшнее полемики для религии, притворяющейся наукой?» - резюмирует Панчин.