Муфтий Чечни Салах Межиев. Фото с официального сайта Духовного управления мусульман Российской Федерации
Шииты России обеспокоены недавним заявлением муфтия Чечни Салаха Межиева по поводу их религии. По окончании месяца Рамадан Межиев выступил с видеообращением, где сказал, что под видом своей культуры Иран распространяет шиитскую литературу, тем самым искажая истинный путь ислама.
«Такие книги, как «Сборник фетв» аятоллы Сайида Али Систани, «Личность пророка ислама» Хусейна Сайиди, «Личность Али ибн Абу Талиба» и многие другие сбивают с толку молодежь. Существуют и переводы на русский язык, выпущенные шиитами, нельзя их читать и руководствоваться ими! Со всей уверенностью заявляю, что в Чеченской Республике не пройдет ни шиизм, ни ваххабизм!» – заявил Межиев.
Основная часть шиитского населения России – азербайджанцы. Как сказал «НГ» директор Фонда развития и возрождения азербайджанской культуры Шамиль Тагиев, заявление муфтия Чечни поднимает давний вопрос – об отношении властей ряда регионов РФ, где абсолютное большинство – мусульмане-сунниты, к проживающему там шиитскому меньшинству: «Такая проблема есть на Северном Кавказе, в Татарстане, в Москве. После реставрации в 2015 году Соборной мечети Москвы шиитов перестали пускать молиться в эту мечеть, хотя до 11 сентября 2011 года (дата предшествующего реставрации сноса мечети. – «НГ») шииты свободно там молились. Есть вопрос отношения региональных властей и духовенства к местным шиитам. Высказывались претензии насчет того, что в регионе с суннитским большинством продают книги шиитского содержания. Но если книга не входит в Федеральный список экстремистских материалов, ее можно свободно распространять и читать». В Чечне, по словам Тагиева, ранее он не замечал неприязненного отношения к шиитам. «Я сам шиит, в Грозном свободно молился в мечети «Сердце Чечни». В Чечне живут и работают азербайджанцы-шииты. Рамзан Кадыров, как и его отец Ахмат Кадыров, очень уважает нашего шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде, шиита. Президента Азербайджана Ильхама Алиева Кадыров называет братом, а наш предыдущий президент Гейдар Алиев назвал Ахмата Кадырова достойным сыном Кавказа», – говорит представитель азербайджанской диаспоры.
«Заявление муфтия Чечни в шиитском сообществе воспринимают как недоразумение, – считает Тагиев. – Салах Межиев упоминает книгу Сайида Али Систани – одного из крупнейших шиитских лидеров нашего времени. Муфтий Чечни недоволен распространением иранских книг, но аятолла Систани не иранец, а иракец. Иракская шиитская школа отличается от иранской в богословии, образовании, политической идеологии и многих других областях. Поэтому культурные центры Ирана никогда не будут распространять книг Систани. В остальных книгах, которые читают шииты России, нет места политике. Эти книги содержат рисалят – советы для повседневной жизни. Похожие книги выпускает каждое суннитское духовное управление мусульман в России, они везде свободно продаются. Может быть, муфтий Чечни имел в виду не рисаляты, а экстремистскую литературу, но тогда ему стоило бы пояснить это. Тревожно, что муфтий, говоря, что шиизм, как и ваххабизм, в Чечне не пройдет, поставил шиитов на одну доску с ваххабитами».
Антишиитская риторика муфтия Чечни на Азербайджан не распространяется, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин. «Азербайджанцы для властей Чечни – это «свои», «мягкие» шииты, в отличие от иранцев или арабов, – сказал «НГ» Рощин. – В муфтияте могут быть не очень довольны тем, что на Кавказе имеет широкое распространение богословская литература издательства «Садра», которое спонсирует один ведущий иранский фонд. Но в целом антишиитский настрой Грозного скорее всего обусловлен нынешней ситуацией вокруг Катара. Чечня давно сотрудничает в сферах экономики и образования с Саудовской Аравией и Эмиратами – участниками блокады Катара. Катар эти страны, в свою очередь, обвиняют в сотрудничестве с Ираном и группировкой «Хезболла». Для Грозного, который в плане развития своей экономики ориентируется на антикатарскую коалицию, сейчас важно показать своим партнерам, что Чечня максимально дистанцируется от шиизма и Ирана».