Фото пресс-службы Верховной Рады Украины
Рассматривающиеся сегодня законопроекты – № 4128 («О внесении изменений в закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (относительно изменения подчиненности религиозных общин)») и № 4511 («Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной радой Украины государством-агрессором») – были впервые вынесены на рассмотрение Рады 21 февраля и 22 апреля 2016 года депутатами фракций «Народного фронта», «Блока Петра Порошенко», «Радикальной партии Олега Ляшко» и объединения «Самопомощь» (подробнее о них – в «НГ» от 17.05.16 и 19.10.16).
Фактически, несмотря на отсутствие прямого указания названий подчиненных «государству-агрессору» религиозных организаций, они сильнее всего бьют по Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Именно ее священноначалие в последнее время неоднократно призывало прекратить направленные на Церковь гонения. И священнослужителям есть о чем волноваться: первый из законопроектов устанавливает, помимо процедуры перехода общины под омофор другой Церкви, принадлежность лица к общине на основе самоидентификации, фактически позволяя всем желающим влиять на важнейший вопрос жизни приходов. УПЦ МП считает, что это станет правовым обоснованием рейдерских захватов принадлежащих ее общинам храмов, о которых она неоднократно заявляла. Соавтор законопроекта № 4128 депутат «Народного фронта» Виктор Еленский, впрочем, предостерег от нагнетания обстановки вокруг сегодняшнего заседания Верховной рады. «Законопроект № 4128 будет вынесен на заседание Верховной рады в редакции нашего комитета. Я говорил со старшим епископом Украинской лютеранской церкви. А 16 мая мне позвонил один митрополит УПЦ МП, и из того, что я услышал, я сделал вывод, что он его не читал и не знаком с содержанием редакции комитета, – всё идет в русле политической кампании».
Редакция комитета Верховной рады, по словам депутата, включает в себя направленные на противодействие злоупотреблению процедурой перехода общины в другую юрисдикцию правки. По его словам, непроработанность законодательства в этой сфере провоцирует конфликты и судебные процессы. Например, дело Свято-Михайловской парафии против Украины в Европейский суд по правам человека (в 2007 году ЕСПЧ защитил право парафии на переход из одной конфессии в другую. – «НГ»), по итогам которого Украине было сделано замечание о более четком установлении процедуры перехода в национальном законодательстве. «Предлагается, что решение будет приниматься на общем собрании религиозной общины – патриарх Кирилл заявил, что речь идет о местном территориальном референдуме, это ложь», – говорит Еленский. «Решение принимается большинством голосов присутствующих. Стоит вопрос о членстве общины, так как это является проблемой для общин без фиксированного членства. Законопроект предлагает необходимый минимум, который для государства является максимумом, – предполагается, что человек добровольно идентифицирует себя в общине и проявляет активное участие в ее религиозной жизни. Каким образом он это делает – пятикратной молитвой, или крещением, или конфирмацией, или обрезанием – и каким образом будет принимать участие – платить десятину, исповедоваться раз в месяц или причащаться раз в год – это дело самой общины. Понятно зачем, но непонятно, на каком основании вокруг законопроекта идет такая политическая возня», – сказал он. Формула, предупреждающая злоупотребления, была выработана при участии представителей религиозных организаций: «Была внесена редакция, что правомочность общего собрания – а на него действительно могут прийти посторонние люди – должна быть заверена руководящим органом общины, которым может быть приходской совет или церковный и так далее. Попытки обсудить этот законопроект с представителями УПЦ МП были неудачными. Для священноначалия важна политическая составляющая этого процесса».
При этом второй законопроект, будучи принятым, полностью подчинит УПЦ МП Украинскому государству. Он предполагает, что в связанных с агрессором религиозных организациях внутриконфессиональные органы управления должны быть согласованы с украинскими властями, что подрывает «защитную правку» депутатского комитета. В случае его вступления в силу даже такие жесты отчаяния, как сбор подписей прихожан против законопроектов или молебен о вразумлении народных депутатов у стен Верховной рады, который УПЦ МП намерена провести в день его начала, скорее всего останутся без непосредственной поддержки церковных структур. У верующих же не останется другого выбора, кроме перехода в лоно Киевского патриархата, который они считают раскольничьим.
Позицию УПЦ МП чересчур решительно настроенные нардепы легко могли бы сбросить со счетов как проявление «вмешательства со стороны государства-агрессора в межконфессиональную сферу отношений в Украине и ход общественно-политических процессов в государстве». Однако не только они высказывали недовольство законопроектами. Еще в сентябре 2016 года на прошедшем в Киеве круглом столе «Законодательное регулирование религиозной сферы Украины: актуальные проблемы и вызовы», на котором присутствовали представители УПЦ, Украинской лютеранской церкви и Объединения иудейских религиозных организаций Украины, секретарь Украинской лютеранской церкви Игорь Рудзик заявил о том, что в противоречие с законом № 4128 войдет устав его Церкви, утверждающий необходимость обучения основам веры. «Сообщается, что подтверждением самоидентификации служит факт участия в религиозной жизни общины. Но «религиозная жизнь» – это тоже очень размытое понятие. Это только участие в богослужениях или же непременное участие и в других сферах жизни общины?.. По нашим внутренним законам на собрании должно присутствовать минимум 2/3 членов общины. Поэтому, на наш взгляд, этот законопроект вмешивается в наши внутрицерковные дела», – сказал он. А епископ Харьковско-Запорожской диецезии Римско-католической церкви Станислав Широкорадюк в эфире «Радио Мария» прямо заявил о том, что законопроект о подчинении общин «делается для того, чтобы Киевский патриархат смог забрать приходы Московского патриархата к себе. Создается коррупционная схема для того, чтобы свободно переходили приходы в Киевский патриархат». Комментируя законопроект об особом статусе связанных с агрессорами религиозных организаций, он сказал, что «Церковь – Христова, она свободна, для нее не должно создаваться особых статусов». «Это унижение Церкви и вообще говорит очень плохо об Украине. Это не свидетельствует о демократичности государства и рационализме. Это недоразвитость. И это подают парламентарии, как ни странно, – это люди, которые должны немножко думать», – подчеркнул он. Учитывая, что в России находятся и руководящие органы Киевской и всея Украины епархии Русской православной старообрядческой церкви, можно ожидать, что к хору недовольных депутатскими инициативами присоединится и ее голос.
При этом предстоятель РПЦ патриарх Кирилл сейчас делает все для того, чтобы привлечь к ситуации внимание не только российских, но и мировых лидеров. Интерфакс сообщает, что 17 мая с.г. он призвал глав государств «нормандской четверки», Православных церквей, папу Римского Франциска и генсека ООН Антониу Гутерриша не допустить принятия Верховной радой дискриминационных, по его мнению, законов. «В случае принятия данных проектов будет узаконена неслыханная для современной Европы дискриминационная правовая практика в отношении большинства православного населения Украины. Столь ограничительное религиозное законодательство не действовало в Украине даже в период коммунистического режима, а на остальной территории Европы нечто подобное существовало разве что во времена нацистского правления в Германии», – гласит опубликованное на официальном сайте Московской патриархии заявление. Напомним, что в начале года с трибуны Рождественских чтений в Москве министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о гонениях на УПЦ МП и о том, что общественный раскол может быть преодолен только на основе Минских соглашений. Схватка патриархатов за приходы, таким образом, перетекает из религиозной в межгосударственную сферу – и именно как часть дипломатической борьбы ее воспринимают и киевские парламентарии, и российские дипломаты.
«Митрополит Онуфрий сказал, что УПЦ МП переживает гонения. Я специально занимался этим вопросом и не нашел ни одного факта. Более того, в течение последних трех лет послереволюционная власть предоставила ей более 200 га земли – территорию, на которой мог бы разместиться Ватикан», – сказал Еленский корреспонденту «НГ». Тем не менее он не смог прокомментировать содержание законопроекта об особом статусе религиозных организаций и то, как он будет работать в паре с первым. В любом случае вне зависимости от желания и заявлений депутатов Рады и клира УПЦ МП принятие или непринятие Радой нашумевших законопроектов повлияет не только на российско-украинские отношения и на борьбу патриархатов внутри страны, но и на отношение к процессу украинских реформ со стороны европейских стран. А намерение депутатов Рады перевести борьбу за храмы в правовое поле может привести к ее усилению.