Новое объединение презентовали в контексте конференции о межцивилизационном диалоге. Фото с сайта www.rosmuslim.ru
В России появился межтерриториальный муфтият под названием «Духовное собрание мусульман России» (ДСМР). На стадии образования в ноябре с.г. в ДСМР вошли 10 духовных управлений мусульман (ДУМ). Среди наиболее крупных – ДУМ Томской области и ДУМ Мордовии.
Главой ДСМР был избран руководитель религиозной организации «Духовное управление мусульман Москвы и Центрального региона» Альбир Крганов, одновременно являющийся муфтием Чувашии. Возглавляемое Кргановым ДУМ Чувашии возникло после раскола единого муфтията Поволжского региона, входившего в Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) во главе с Талгатом Таджутдином. В декабре 2013 года Таджутдин отправил Альбира Крганова в отставку «в связи с утратой доверия». Крганов своей отставки не принял, после чего образовал вместе с группой местных имамов независимое ДУМ Чувашии. В том же 2013 году Альбир Крганов образовал независимое ДУМ Москвы и Центрального региона. Есть информация, что в будущем к ДСМР намерены присоединиться недавно ушедшие от Таджутдина ДУМы Петербурга и Югры.
Ныне содействие Крганову оказал Фонд поддержки исламской науки, образования и культуры. Учредительные мероприятия ДСМР прошли 30 ноября в «Президент-отеле» в Москве.
В ДСМР не отрицают, что появление нового муфтията стало определенным вызовом в адрес существующих в России мусульманских институций. Как заявил Крганов «НГ», существующим сейчас исламским центрам (Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман и Координационный совет мусульман Северного Кавказа) не удалось объединить мусульман России. «А единство сейчас нужно как никогда. Поэтому было принято решение о создании ДСМР – коллегиальном органе управления независимыми муфтиятами. Нынешнее состояние российской уммы, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Этим пользуются враги нашей страны», – сказал Альбир Крганов. Вместе с тем в ДСМР говорят, что не собираются вступать в конфронтацию с действующими муфтиятами, а объединять авторитетные духовные управления, не ущемляя их самостоятельности (такой подход наблюдатели расценивают как скрытый выпад против авторитарного стиля Талгата Таджутдина). Как сказал Крганов, мягкий и более конструктивный подход отразился и в том, что возглавляемый им муфтият носит наименование «Духовного собрания», а не «Духовного управления». Название «Духовное собрание» взято по созвучию с «Оренбургским магометанским духовным собранием» – первой в России централизованной мусульманской структурой, образованной в царствование Екатерины II.
В свою очередь, Талгат Таджутдин обвинил Крганова в искусственном разделении мусульман, которое помешает бороться с терроризмом. «Есть стремление нарушить социально-духовное единство. Это было и в 90-х годах. Значит, эти же силы и их помощники до сих пор не теряют надежды», – сказал Таджутдин.