Фото сайта www.patriarchate.org
На Крите состоялось открытие Святого и Великого Собора, на котором присутствуют представители только десяти поместных православных Церквей из четырнадцати. Исходя из этого представляется нецелесообразным принимать решения на основе принципа консенсуса с учетом голосов отсутствующих Церквей. Поэтому регламент Собора, возможно, будет пересмотрен.
Вчера в Православной академии Крита прошло первое заседание «исторического» собрания поместных православных Церквей. На нем присутствовали главы десяти Церквей, среди которых – Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Сербская, Румынская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии.
Предстоятели еще четырех Церквей – Русской, Болгарской, Антиохийской и Грузинской – на Собор не явились. 18 июня патриарх Сербский Ириней предложил еще раз пригласить их на сослужение торжественной литургии в день Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов и рождения Церкви) по телефону. 20 июня им в итоге были разосланы телеграммы, ответы на которые зачитаны Константинопольским (Вселенским) патриархом Варфоломеем в тот же день. Представитель Константинопольского патриархата во Всеправославном секретариате архиепископ Телмисский Иов Геча в интервью СМИ заявил, что отказников по-прежнему ждут и готовы выслушать.
В связи с отсутствием представительства четырех Церквей Собор может пересмотреть принцип консенсуса, заявленный ранее в его регламенте как основной для принятия решений. С его критикой уже выступил архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий, предложив заменить его в соответствии с церковными канонами принципом большинства. По заявлению секретариата Собора, подобная позиция является личной точкой зрения архиепископа. Предполагается, что консенсус будет исходить из расчета на десять голосов, без учета отсутствующих. Архиепископ Телмисский Иов от имени Константинополя также выразил надежду на то, что Собор станет постоянно действующим органом межправославного общения и будет созываться регулярно.
Ранее между представителями Константинопольского патриархата и РПЦ, отказавшейся от участия в Соборе, при посредничестве СМИ велась заочная дискуссия о статусе мероприятия и обязательности его решений. Зампред Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов заявляет, что решения Собора не могут иметь общеобязательного характера. Советник патриарха Варфоломея архидиакон Иоанн Хрисавгис отмечает, что решения Собора будут действительны для всех Церквей, в том числе и для отказавшихся в нем участвовать. Аргументировал он это тем, что им надо было приезжать и высказывать всякого рода несогласия, поскольку на предсоборном совещании в Шамбези (Швейцария) в январе с.г. все решения были единогласными, и отсутствующие должны взять на себя груз вины за свое решение. Балашов заочно возражает ему, что регламент еще тогда не подписала Антиохийская церковь, поэтому консенсуса не было изначально.
Что касается «всеправославности» Собора, то в Московском патриархате жалеют, что ее так и не получилось, и предлагают считать нынешнее мероприятие просто «Собором» или «форумом» на Крите. Представители Константинополя отвечают, что статус Собора был утвержден на основании консенсуса и изменен быть не может. На это в РПЦ заявляют, что никакого консенсуса не было, и дискуссия закольцовывается, поскольку стороны расходятся в пункте, на который до этого не обращали никакого внимания – а именно на том, все ли Церкви подписали регламент в Шамбези или же нет. Помимо всего прочего, официальное название мероприятия на греческом звучит как «Святой и Великий Собор», так что его несостоявшуюся «всеправославность» подчеркивают прежде всего в Русской церкви. Добавим, что РПЦ в свое время пришлось принять еще и тот факт, что участие пятнадцатой в ее диптихах Церкви – Православной церкви в Америке – не предполагалось изначально.
В РПЦ вспомнили еще одну старую идею: то, что ее паства составляет большинство православных верующих в мире. Следовательно, решения Собора не могут быть общеобязательными исходя также из того, что Церкви, собравшиеся на нем, в основном малочисленны. Остается непонятным, как эта риторика сочетается с настояниями на правиле консенсуса и столь чутким вниманием к мнению Антиохийской церкви, под омофором которой находится всего около миллиона верующих.