0
9820
Газета Вера и общество Интернет-версия

10.06.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Подготовка Всеправославного собора стала войной всех против всех

Алексей Зыгмонт

Об авторе: Алексей Игоревич Зыгмонт – обозреватель «НГ-религий».

Тэги: всеправославный собор, сербия, болгария, рпц, конфликты, раскол


всеправославный собор, сербия, болгария, рпц, конфликты, раскол На фото патриарх Сербской православной церкви Ирений. Фото Reuters

От участия во Всеправославном соборе на Крите вчера отказалась третья Церковь – Сербская. Говорить задним числом о том, что подобный Собор в принципе не мог состояться, легко, но тем не менее он вряд ли мог состояться в том формате и в тех обстоятельствах, как это было запланировано. Объяснить, почему это так, удобно на примере Вселенских соборов древней христианской Церкви.

Вселенские соборы были в общем интересными мероприятиями, смысл которых заключался в том, чтобы принять догмат и осудить ересь. При этом никогда не было известно заранее, у кого будут догматы, у кого – мнения, а у кого – ереси. Однако сам принцип того, что в итоге должен будет найтись козел отпущения, на которого можно будет спустить всех собак и потом рисовать на фресках, как у него во время пребывания в уборной вываливаются внутренности – речь об ересиархе III–IV веков Арии, – такой принцип является конститутивной чертой происходящего. Пикантности добавляло и то, что приоритет в деле спускания собак имели организовавшие собрание имперские власти, подвергавшие еретика, например, ссылке на Кавказ.

Все это очень наглядно представлено на любой иконе или фреске, изображающей любой Вселенский собор: стройными рядами во главе с императором сидят ортодоксальные епископы, а у них под ногами корчится нераскаявшийся еретик. Приблизительно в этом и заключается смысл «соборности»: должен быть козел отпущения, должны быть «православные» и должен быть союз этих вторых с централизованной государственной властью, которая имела бы законное право наказать инакомыслящих.

Отсюда можно сделать ряд выводов о причинах, почему проект Всеправославного собора столь стремительно движется к неудаче.

Начнем с того, что отсутствует та власть, которая бы собрала под одним куполом две, три или больше несогласные стороны с целью выяснить, в чем суть противоречий, наказать заблуждающихся и тем самым покончить с конфликтом. В наши дни все делали вид, что существует некий способный сжаться в одну точку «православный мир», хотя бы относительно независимый от политики светских властей более десятка стран и согласный между собой в общем и главном. Выяснилось, что такое условно толерантное и экуменически настроенное руководство, как у Вселенского патриархата, румын и русских, есть далеко не везде. Грузины, например, потребовали осудить «извращенцев» и сотрудничество с «еретиками», в то время как Вселенский патриарх Варфоломей уже многие годы занимается именно этим сотрудничеством.

За свои канонические территории Церкви сражаются, подобно квазигосударствам. Между Москвой и Константинополем давно уже тлеет холодный конфликт за юрисдикцию Эстонии и Финляндии, где их приходы вынуждены сосуществовать, а также Украины, которую РПЦ считает своей территорией и где Фанар «просто хочет помочь» с созданием единой Церкви. Антиохийская и Иерусалимская церкви грызутся за христиан Катара, у Грузинской проблемы с Абхазией и Южной Осетией, у Сербской – с Македонией и Черногорией, еще не всеми признана автокефалия Православной церкви в Америке, и это уже не говоря о десятках непризнанных Церквей. Попытка спрятаться от этой проблемы, как видим, ничего не дала.

Отказ от признания противоречий имеет следствием несколько странную идею того, что решения должны приниматься на основании консенсуса, в то время как это заведомо невозможно. Вселенский собор не только всегда включал конфликтный элемент, но и должен был в итоге кого-нибудь осудить. Поскольку этим не стал заниматься сам нынешний Собор, такую задачу взяли на себя не приглашенные на него священнослужители по всему миру. И Варфоломея, и Кирилла многие называют еретиками и экуменистами, а сам Всеправославный собор – «волчьим» или дьявольским «восьмым вселенским». При этом не следует думать, что типичный критик Собора – это радикал, который обвиняет во всех бедах «жидомасонов» и служит молебны за восстановление царской власти. В Русской церкви его критикуют известные люди, такие как протоиерей Всеволод Чаплин, протодиакон Андрей Кураев и профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, в Элладской, Болгарской и теперь уже Сербской церквах – епископы и митрополиты.

Наконец, ни одно крупное церковное собрание в истории, не говоря уже о Вселенских соборах, не обходилось и не могло обойтись без расколов, будь то немедленных или отложенных. То, что мы сейчас наблюдаем, – не что иное, как распад давно уже разбитого и плохо склеенного сосуда. И это притом, что сам Собор еще не состоялся. Куда же дальше зайдет православное сообщество, если на Крит никто не приедет или приедут не все?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1009
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
923
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1706
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
775

Другие новости