Фото Reuters
Подготовка визита Владимира Путина и патриарха Кирилла на гору Афон по случаю торжеств в честь 1000-летия «русского присутствия» на Святой горе совпала с новым протестом представителей трех афонских монастырей против некоторых положений для обсуждения на Всеправославном соборе, который начнется 18 июня. В случае невыполнения своих требований они угрожают выйти из-под омофора Константинополя.
Предполагается, что в субботу, 28 мая, Владимир Путин и патриарх Кирилл встретятся на Афоне для участия в праздновании 1000-летия «русского присутствия» на Святой горе. В приеме планируют принять участие президент Греции Прокопис Павлопулос и премьер-министр этой страны Алексис Ципрас.
Освещать визит будет консервативный телеканал «Царьград», главным редактором которого является Александр Дугин.
По утверждению греческих СМИ, визит российского президента и патриарха Московского вызвал недовольство некоторых представителей Вселенского патриархата и Элладской церкви, которые полагают, что после дарованию Афону независимости в 1913 году и провозглашения его автономным монашеским государством здесь не может быть никаких национальных «присутствий», а если они и есть, то тем хуже для них.
Заключительные этапы подготовки мероприятия совпали с очередной волной протестов нескольких групп афонского монашества против положений Всеправославного собора, который пройдет с 18 по 27 июня на острове Крит. 13 мая с.г. было опубликовано «Открытое письмо святогорских отцов», подписанное шестью клириками из греческих монастырей Великая Лавра, Кутлумуш и Ватопед, в котором они угрожают прекратить поминовение Вселенского патриарха, что по церковным канонам означает выход из-под его омофора. Ранее в марте-апреле с.г. шесть афонских монастырей – пять греческих и один болгарский – направили в афонский Священный Кинот (орган управления монашеской автономией) письма протеста против нескольких документов, проекты которых были подготовлены на Предсоборном совещании в Шамбези.
В новом письме афонские старцы указывают на то, что курс Собора направлен на оправдание «всеереси» экуменизма, братание с «еретиками» и искажение устава, а в конечном счете способствует установлению «нового мирового порядка». Они выдвигают шесть требований, среди которых значится осуждение ересей, голосование от лица каждого епископа, а не отдельных Церквей, изъятие из регламента положения об обязательности решений Собора, а также обсуждение вопросов о посте и втором браке представителей «белого» духовенства.
Организацию торжеств в честь 1000-летия русского монашества на Афоне и связанный с ними визит президента и патриарха, вероятно, можно расценить как еще один ход в церковно-государственной политике, имеющий целью продемонстрировать величие, древность и широчайший территориальный охват Русской православной церкви в преддверии Всеправославного собора. Патриарх Кирилл, таким образом, оказывается меж двух огней: с одной стороны, Константинополь выказывает скепсис в отношении неуместной пышности и национального колера грядущего праздника, с другой – афонские ревнители благочестия из числа русских монахов имеют серьезные претензии к его экуменическому курсу и диалогу с инославными. Поэтому ход Москвы может повлечь обратный эффект и едва ли прибавит ей победных очков.