Готовить кандидатов и докторов со специальностью «Теология» теперь могут не только конфессиональные учреждения. Фото со страницы РПУ в социальной сети «ВКонтакте»
Высшей аттестационной комиссией (ВАК) 25 сентября с.г. был утвержден паспорт новой научной специальности «Теология». Это означает, что теперь по этой специальности можно защищать научные работы и получать ученые степени, что логически завершает процесс академического признания богословия, начавшийся в России в 1992 году с принятием образовательного стандарта по подготовке бакалавров теологии.
Преподаватели православных вузов видят положительные стороны в признании теологии научной специальностью в том, что это облегчит вузам прохождение государственной аккредитации. В настоящее время для прохождения этой процедуры вузу требуется, чтобы не менее 60% его профессорско-преподавательского состава обладало учеными степенями по той дисциплине, которую они преподают. Представители исламских вузов указывают на то, что введение новой научной специальности прекратит отток студентов за границу.
Однако в связи с признанием теологии научной специальностью возникает целый ряд проблем. Во-первых, остаются вопросы относительно научности самого предмета. Во-вторых, возникают проблемы с формированием экспертных советов по теологии, так как кандидатов и докторов теологии пока нет, поэтому ученые советы будут формироваться из представителей смежных научных дисциплин, таких как история и философия. Поэтому степени кандидата или доктора теологии пока присуждаться не будут, а будут присуждаться степени по соответствующим дисциплинам со специализацией «теолог». РПЦ увидела в этом очередную попытку «спрятать» теологию. «Вроде бы теология уже внесена в классификатор научных специальностей, утвержден паспорт этой специальности, но нам говорят: «Диссертации по теологии вы защищать можете, а ученые степени будут присуждаться по смежным дисциплинам», – заявил патриарх Кирилл. Исходя из набора компетенций, которыми должны обладать остепененные теологи, изложенного в паспорте научной специальности, действительно сложно понять, чем отличаются эти специалисты, например, от религиоведов.
В-третьих, пока не определено, будут ли у теологов конфессиональные специализации. Эксперты сходятся во мнении, что не бывает теологии вообще, она всегда привязана к конкретной конфессии. Но что делать представителям тех религий, у которых нет теологической традиции, например, буддистам?
В-четвертых, неясно, кем будут работать остепененные теологи. Сферы трудоустройства теологов, перечисленные в образовательных стандартах по данному направлению подготовки, довольно размыты.
Согласно действующему законодательству, религиозные организации могут формировать собственные образовательные структуры, но содержать их должны на свои средства. В случае же официального признания теологии со стороны государства оно и будет платить за подготовку специалистов-богословов.