Эрдоган был главным зарубежным гостем на открытии Соборной мечети. Фото с сайта www.tccb.gov.tr
В ведущих исламских объединениях России отрицают наличие совместных проектов с турецкой стороной. Эксперты же указывают на долгосрочное и развитое сотрудничество между духовными управлениями российских мусульман и Турцией.
В связи с замораживанием связей между Россией и Турцией после гибели российского бомбардировщика Су-24 «НГ» обратилась с вопросом о будущем совместных исламских проектов между двумя странами к мусульманским лидерам России и экспертам.
Руководитель пресс-службы Совета муфтиев России (СМР) Гульнур Газиева сообщила, что никаких совместных проектов между СМР и Турцией нет. «Даже уже подтвержденное проведение в декабре Мусульманского форума где-то четыре недели назад было отменено», – сообщила Газиева, добавив, что причин отмены мероприятия она не знает. Отрицает пресс-секретарь СМР и наличие совместных образовательных проектов с Турцией. «У нас с Турцией договора нет по образованию полностью», – прокомментировала Газиева. «Бывали краткосрочные летние молодежные студенческие лагеря в прошлые годы, а этим летом не было», – продолжила она.
Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) Исмаил Бердиев сообщил, что единственным связующим звеном между мусульманами Кавказа и Турцией были обещания турецкой стороны построить исламский институт в этом российском регионе. «Министр религии Турции был у нас, он посетил наш Исламский институт и обещал построить общежитие, мечеть, но пока ничего нет», – рассказал духовный лидер, видимо, имея в виду визит в Карачаево-Черкесию главы турецкого Министерства по делам религии Али Бардакоглу в 2009 году. После этого Бердиев сам перевел разговор на события последних дней: «После такого мы с ними разговаривать не будем. Вот у меня такое ощущение, будто друг меня предал». На вопрос о студенческих обменах председатель КЦМСК сообщил, что официально их студенты не отправлялись на обучение в Турцию, добавив, что некоторые могли уехать туда по собственным каналам. «Но о таких я не знаю», – добавил Бердиев.
Картина, представленная экспертами, отличается от той, что нарисовали мусульманские деятели. Исламовед Роман Силантьев оценивает уровень взаимоотношений духовных управлений России и Турции как «довольно активный». «Особенно тех духовных управлений, где татары во главе стоят. В меньшей степени с турками сотрудничают на Кавказе, хотя там тоже есть турецкое влияние», – прокомментировал эксперт. Главным же партнером турок в России он назвал главу СМР муфтия Равиля Гайнутдина, который был инициатором визита президента Турции Реджепа Эрдогана в Москву 23 сентября с.г. «В значительной степени на турецкие деньги построена Соборная мечеть. Договоры подписаны с Управлением по делам религии Турции», – считает Силантьев.
Центральное духовное управление мусульман в Уфе, по мнению Силантьева, в меньшей степени сотрудничает с турецкой стороной. «Мне неизвестно о каких-то деньгах, которые из Турции давали ЦДУМу. В случае СМР эта помощь значительна. Если раньше люди Равиля Гайнутдина замыкались на Саудовскую Аравию, то сейчас видно, что они ориентируются в первую очередь на Турцию», – сказал Силантьев, добавив, что в связи с тем, что основные партнеры СМР заняли резко антироссийскую позицию, внешние связи Совета муфтиев сократятся.
Профессор ВШЭ Леонид Сюкияйнен тоже оценил уровень сотрудничества СМР и Турции как высокий. «СМР связывают довольно долгие развитые отношения с разными турецкими организациями», – констатировал эксперт, сославшись на участие официальных турецких государственных структур в строительстве мечети в Москве. Однако он предостерег от того, «чтобы искать везде и всюду турецкий след».
Сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт также оценил отношения ДУМ РФ и СМР с Турцией как «достаточно прочные на протяжении всего постсоветского периода». Однако он указал на то, что и для ЦДУМа Турция была «серьезной альтернативой странам Персидского залива». «Муфтияты страны вряд ли будут каким-либо образом противоречить официальной государственной политике. Вряд ли можно ожидать, что их отношения с турецкими коллегами будут бурно развиваться», – заключил он.
По-видимому, это касается не только мусульманских деятелей, но и РПЦ. Так, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) отменил поездку в Турцию, во время которой он намеревался представить переведенную на турецкий язык книгу патриарха Кирилла.