В этнографическом поселении можно увидеть, как жили люди несколько столетий назад. Фото со страницы музея-поселения «Гардарика» в социальной сети ВКонтакте
Организаторы музейно-этнографического комплекса «Гардарика» в Челябинской области готовы доказать, что они не сектанты и не устраивают языческих ритуалов. Накануне Миссионерский отдел Челябинской епархии выступил с заявлением о том, что в регионе действует неоязыческое поселение, в котором ведется психологическая обработка южноуральцев. Устроители славянского музея-поселения утверждают, что всего лишь рассказывают посетителям историю страны.
Устроители древнеславянского поселения «Гардарика», находящегося в 40 километрах от Челябинска, готовы принять у себя представителей местной епархии и УФСБ, чтобы показать всем желающим, что никаких неоязыческих ритуалов в их проекте не предусмотрено. Об этом «НГ» рассказал один из организаторов проекта Станислав Белоусов. «Сегодня с утра мы уже готовим ответ для журналистов и всех заинтересованных граждан, а также для представителей епархии, – сказал Белоусов. – Мы не понимаем, что стало причиной такой откровенной атаки на наш центр и для чего это делается».
Напомним, Миссионерский отдел Челябинской епархии в понедельник выступил с заявлением о том, что строительство языческих поселений на территории Южного Урала является скрытым методом пропаганды и вовлечения людей в неоязыческие культы. «В Челябинской области попыткой реконструкции такого древнеславянского поселения является проект «Гардарика», возглавляемый Александром, Станиславом и Павлом Белоусовыми, проект, который уверенно претендует на то, чтобы стать центром неоязычества и национализма на Южном Урале, – говорилось в заявлении Челябинской епархии. – Активность функционеров проекта постоянно возрастает. Они пытаются представить «Гардарику» как культурный объект, прежде всего пробуждающий интерес к древнему прошлому нашей родины, имеющий серьезное образовательное и воспитательное значение». По мнению епархии, в таких местах собирается неоязыческая публика, распространяются материалы неоязыческого, националистического характера, ведется психологическая обработка случайных посетителей и туристов.
Станислав Белоусов эти обвинения отвергает и говорит, что проект нацелен на воспитание патриотизма. «У нас туристический объект. Здесь мы рассказываем об истории России IX–XII веков и даже собирались построить православную часовню на территории поселения, – говорит Белоусов. – Да, мы организуем здесь праздники Масленицы или Ивана Купалы, но мы не заставляем никого верить во что бы то ни было или молиться каким-то богам». Устроители поселения «Гардарика» уверяют, что это этнографический музей, созданный на основании археологических и этнографических данных. К примеру, здания характерны для IX–X веков и построены без использования гвоздей, а для освещения в них используются лучины. В музее, как и в других подобных этнографических центрах, посетители могут поиграть в русские народные игры, пострелять из лука, увидеть поединки на мечах, попробовать традиционную пищу. Нужно отметить, что в «Гардарике» для посетителей действуют свои правила: запрещено ругаться матом, употреблять спиртные напитки, а курить можно только в специально отведенном месте.
Политолог и культуролог Андрей Лавров отметил, что в случае с «Гардарикой» поводов говорить о насаждении организаторами какой-то идеологии быть не может. «Я не раз бывал в «Гардарике», это чистой воды историческая реконструкция, – говорит эксперт. – Ни о каком служении Перуну или другим языческих богам там речи нет. Экскурсоводы в меру своей осведомленности рассказывают о том, как было в древности, но ни к чему не призывают. Что стало причиной таких громких заявлений епархии, сложно понять».
Челябинск