Фото пресс-службы Московской патриархии
«Санкции, которые применяются против нас сейчас… это неплохая вещь», – заявил журналистам председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. По мнению спикера РПЦ, экономическая блокада России со стороны Запада даст стимул для создания новой общественно-политической системы на основе ценностей «русской цивилизации».
«У нас возникает интересный, может быть, уникальный для России шанс!» – объявил в эфире «Русской службы новостей» протоиерей Всеволод Чаплин вечером в среду. Блокирование Западом экономического и технологического сотрудничества, считает глава синодального отдела, дает России «возможность избавиться от жесткой сырьевой ориентации нашей экономики, в гораздо большей степени заняться высокотехнологичными производствами, вложить средства в науку».
Напомним, 28 июля о том, что возникающие из-за санкций «сложности должны пойти нам на пользу, потому что мы должны развернуть собственное производство там, где его пока не было», заявил на заседании, посвященном импортозамещению в ОПК, Владимир Путин, добавив, что речь идет о производстве, основанном на «современной высокотехнологичной базе».
Интересно, что в один день с Чаплиным похожую мысль высказал руководитель Агентства стратегического развития Севастополя Алексей Чалый: «Тем, что нас зажали, надо воспользоваться правильно. Сконцентрироваться на отраслях, которые будут конкурентоспособными… Это приборостроение, микроэлектроника, IT-индустрия». Чалый – не только предприниматель и активный участник кампании за присоединение Крыма к России, но еще и близкий к РПЦ общественный деятель, награжденный в 2011 году Премией Андрея Первозванного.
Далее, по мнению Чаплина, ситуация сейчас располагает к тому, чтобы «попробовать построить по-своему не только свою жизнь, но и миропорядок – предложить странам, которые не согласны с глобальным доминированием западной экономической и политической модели, собственную модель». «Может быть, свою модель банкинга, не связанную с тем ростовщическим, ссудным процентом, на котором строится значительная часть несправедливостей современной мировой экономики, – продолжил священнослужитель. – Ведь у мусульман получилось построить банкинг без ссудного процента, почему не может получиться у нас?»
Интересно, что известным пропагандистом отказа от «ростовщического процента» в России начала 1990-х годов был Юрий Бородай – отец нынешнего премьер-министра самопровозглашенной Донецкой народной республики. А избранный в начале марта «народным губернатором Донецка» Павел Губарев 16 июня выступил с заявлением о том, что «Новороссия покажет всему миру пример построения справедливой финансовой системы». «Социальная справедливость в сфере финансов, – считает он, – означает построение банковской системы без ссудного процента». Последний, по мнению Губарева, является «методом закабаления предприятия и средством для несправедливого перераспределения ресурсов в пользу ростовщика (банка)». Можно добавить, что Губарев тесно связан с действующей в Донецке вооруженной группировкой под названием «Русская православная армия» и заверяет своих бойцов: «Русская церковь благословила нас на ту войну, которую мы ведем» (подробнее в «НГ-религиях» от 02.07.14).
Можно сделать вывод о созвучии мнений официального представителя РПЦ и лидеров повстанцев на юго-востоке Украины. Возможно, это не случайно. Чаплин 1 марта с.г. напомнил: «Еще в 1995 году Всемирный русский народный Собор заявил, что русский народ – разделенная нация на своей исторической территории, которая имеет право на воссоединение в едином государственном теле, являющемся общепризнанной нормой международной политики». Тем самым Чаплин де-факто поддержал нынешнее движение за самоопределение русских в Украине.
Идейные апологеты Новороссии с самого начала событий в Донбассе пытаются представить самопровозглашенные «народные республики» в качестве альтернативного социально-политического проекта для России, строящегося на «истинно» национальных началах равенства и справедливости. Свежее заявление Чаплина можно рассматривать как свидетельство благосклонного отношения РПЦ к движению за распространение в России идей и практики «народных республик».