В мусульманском сообществе Северного Кавказа и так тесно, вряд ли там найдется место для еще одного муфтията. Фото с сайта www.islamdag.ru
Первая волна расколов в мусульманском сообществе России отшумела долгие 30 лет назад, и со временем накал тех страстей забылся. Госполитика в отношении уммы постепенно выстроилась по правильным векторам, и был достигнут долгожданный суверенитет российских мусульман, которые теперь смогли развиваться без оглядки на зарубежные центры. Наступила эпоха стабильности и всеобщего примирения, а угроза агрессивного исламизма, напротив, отступила.
Такая благостная картина действительно могла бы сложиться, если бы не особая позиция клуба друзей муфтия Равиля Гайнутдина, который на текущий момент именуется ДУМ Российской Федерации, а ранее был известен как Совет муфтиев России (СМР) и ДУМ Европейский части России. С момента своего возникновения это сообщество неустанно призывало к миру и единству, беспощадно борясь со всеми усомнившимися в его искренности.
Сначала главным препятствием на пути объединения уммы оказался верховный муфтий Талгат Таджуддин, объявленный лжепророком и «отлученный» от ислама. Затем почетное место рядом с ним заняли омский муфтий Зулькарнай Шакирзянов и бизнесмен Ряшит Баязитов, посмевшие вывести из состава Совета муфтиев две московские мечети, а еще всю Сибирь и Дальний Восток. В 2010 году главными врагами были объявлены пермский муфтий Мухаммедгали Хузин и его ставропольский коллега Мухаммад Рахимов, которые возглавили независимый Всероссийский муфтият. В 2011 году в ярые противники единства были записаны муфтий Татарстана Ильдуз Файзов, который вывел ДУМ Республики Татарстан из СМР, и муфтий Чувашии Альбир Крганов – новый муфтий Центрального региона России по версии ЦДУМ и впоследствии основатель Духовного собрания мусульман России (ДСМР). Ну а потом процесс поиска врагов резко ускорился и список их утроился…
23 сентября с.г. в Москве прошел очередной пленум ДУМ РФ. Муфтий Равиль Гайнутдин был в ударе и вскрыл вражеские происки по всем направлениям. В том же духе выступил его первый заместитель Дамир Мухетдинов, дополнительно усиливший накал разоблачений. Из их выступлений следовало, что и мусульманские лидеры, и чиновники упорно не хотят признавать, что процветание отечественной уммы возможно только под чутким руководством «лидера российских мусульман» Равиля Гайнутдина. А ведь эту очевидную истину им разжевывают уже ровно 25 лет!
Немедленно были назначены виновные за саботаж в деле установления единственно правильного единства. В их число попали: вся цепочка курирующих ислам сотрудников администрации президента (АП) начиная с 1990-х годов, сотрудники ФСБ, муфтии Альбир Крганов, Айнур Биргалин (Башкортостан), Фарит Ляпин (Иваново) и Нафигулла Аширов, муфтий Камиль Самигуллин и некие «казанские» в целом, православные в целом и казанский митрополит в частности, а также анонимные Telegram-каналы и не менее анонимные казаки-ассасины. Досталось даже главе России, который, «не спросив мусульман», определил Крганова в Общественную палату. Призывы же игнорировать пожелания профильных чиновников, которых муфтий Равиль Гайнутдин благополучно пережил и впредь будет переживать, а также комплименты в адрес вице-премьера Марата Хуснуллина, который смиренно ждал аудиенции у главы ДУМ РФ целых полгода (в отличие от некоторых заносчивых исламофобов), изумили даже самых верных сторонников Гайнутдина. В общем, случился очередной скандал, который предвещало весьма многое.
Два года назад структура Равиля Гайнутдина взяла курс на жесткую централизацию, быстро давший свои плоды. Новый устав религиозных организаций, входящих в ДУМ РФ, сводил их права к минимуму, а обязанности – к максимуму, что привело сначала к тихому саботажу, а затем и к прямым бунтам. Из Совета муфтиев, который в полном составе предполагалось перевести в ДУМ РФ, вышли Ивановский муфтият, ДУМ Азиатской части России весьма яркого муфтия Нафигуллы Аширова и ДУМ Республики Башкортостан. На их долю пришлось более 70% всех общин Равиля Гайнутдина, который переместился сразу на шестое место по их количеству с печальным показателем в 7% от общего числа российских конгрегаций. А это всего 400–450 местных религиозных организаций, что вплотную подходит к показателям ДУМ Крыма и Духовного собрания мусульман России, возглавляемого Кргановым.
Вместо прекращения заведомо проигрышных реформ и попыток примирения с отколовшимися руководство ДУМ РФ решило компенсировать потери массовым созданием новых общин по всей стране и вторглось на новые территории. Особенно болезненно это восприняли на Северном Кавказе, где еще в 1994 году смогли преодолеть расколы региональных общин и установить единоначалие в каждом регионе. Принятие в начале сентября в состав ДУМ РФ общины центральной Джума-мечети Кизляра с перспективной создания мухтасибата на базе враждебных Муфтияту Дагестана общин Цумадинского района (выходцы из которого и взяли под контроль кизлярскую мечеть) было расценено как объявление войны Координационному центру мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), на что резко отреагировал его председатель муфтий Исмаил Бердиев в письмах на имя Гайнутдина и полпреда президента в СКФО Юрия Чайки.
«Это началось давно, как только у Равиля Гайнутдина появился новый заместитель – Дамир Мухетдинов. Тогда они переименовали себя и стали образовывать по всей стране духовные управления, которые им подчиняются», – рассказал Бердиев. По его мнению, открывая представительства, в ДУМ РФ «хотят сделать видимость, что в России есть только одно центральное духовное управление мусульман – в Москве, и все ему подчиняются». Однако это не так, отметил муфтий. «ДУМ РФ к нам никакого отношения не имеет.
Это очень раздражает верующих», – подчеркнул глава КЦМСК, добавив, что он опасается конфликтов в связи с этим – так освещали это событие журналисты.
В ответ Мухетдинов заявил, что открывать общины будет где захочет, потому как имеет санкцию администрации президента.
А до этого, в апреле 2021 года, муфтий Равиль Гайнутдин объявил войну муфтию Татарстана Камилю Самигуллину, которого в письме на имя главы Минниханова обвинили в деструктивной суфийской пропаганде.
Самигуллину это письмо, правда, только пошло на пользу – никто из мусульманских лидеров с главой ДУМ РФ не солидаризировался, а вот татарстанскому муфтию поддержку выразили и даже единогласно переизбрали на новый срок.
Таким образом, союзников у ДУМ РФ практически не осталось, а вот во врагах числятся самые влиятельные муфтии страны. А еще есть проблема регулярных скандалов, которые связаны не только с речами и письмами Гайнутдина и Мухетдинова. Очередная облава в мечети? Даже можно не уточнять ее юрисдикцию. Совет улемов запретил межрелигиозные браки? Можно не уточнять, чей это был Совет улемов. Джамаат антипрививочников в Подмосковье? Ну вы поняли.
Когда-то политика шантажа властей по принципу «мы вас не критикуем, а вы нас содержите» действительно неплохо работала. Вот только власти со временем сильно окрепли, а клуб друзей Гайнутдина – наоборот. И политика в стране изменилась на гораздо менее терпимую к таким выходкам, на что намекает и смена кураторов мусульманской сферы в АП и ФСБ. А потому уже завтра может встать вопрос – зачем нам столь проблемный Равиль Гайнутдин и еще более проблемный Дамир Мухетдинов, если глава страны особо выделяет среди муфтиев аксакала Талгата Таджуддина, лично хвалит муфтия Дагестана Ахмада Абдуллаева за борьбу с пандемией, направляет муфтия Альбира Крганова в Общественную палату, а президентское поздравление на Курбан-байрам высокопоставленные чиновники привозят в Казань муфтию Камилю Самигуллину?
Как верно заметил Равиль Гайнутдин, ДУМ РФ хоронят целых 25 лет, а оно и не думает помирать. Но примерно так же говорили о Советском Союзе и многих других мощных структурах.
комментарии(0)