0
8646
Газета Факты и комментарии Печатная версия

05.02.2019 16:15:00

Русских в Европе рвут на три части

«Белоэмигрантскую» архиепископию лишает будущего противостояние Москвы и Константинополя

Тэги: италия, европа, рпцз, рпц, варфоломей, вселенский патриархат, архиепископия, экзархат, константинополь, санремо


Милена Фаустова

2-13-1_a.jpg
Подпись
Верующие русской традиции в Западной Европе вот уже больше двух месяцев находятся в сильном смятении. 23 февраля в Париже пройдет внеочередная Генеральная ассамблея представителей русских приходов Западноевропейского экзархата, на которой будет решаться судьба одной из старейших православных общин Европы.

В конце ноября 2018 года стало известно, что Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей внезапно отозвал томос, дарованный в 1999 году, согласно которому русские приходы в Западной Европе имели статус особой административно-территориальной единицы и были относительно независимы и самоуправляемы. В самом документе, подписанном Вселенским патриархом и 12 членами Синода, утверждается, что решение о роспуске «отвечает пастырским и духовным потребностям нашего времени», поскольку «исторические обстоятельства, приведшие к созданию такой структуры после Октябрьской революции 1917 года, всего сто лет назад, глубоко изменились». «Целью... решения является дальнейшее укрепление связей приходов русской традиции с церковью-матерью Константинопольского патриархата ...  Именно благодаря пастырской заботе Вселенский патриархат решил объединить и присоединить приходы к различным святым митрополиям Вселенского патриархата в странах, где они находятся. Наша церковь-мать будет и впредь обеспечивать и гарантировать сохранение их богослужебной и духовной традиции», – миролюбиво извещает коммюнике. Но вот действия Фанара говорят о другом.

Операция «Ликвидация»

Архиепископия русских приходов появилась в 1920-е годы для окормления эмигрантов, покинувших революционную Россию. Духовным центром беженцев стала бывшая посольская церковь на улице Дарю в Париже – собор Александра Невского. Именно там в разные годы отпевали Шаляпина, Кандинского и Бунина. В 1925 году русскими эмигрантами был создан Свято-Сергиевский православный богословский институт, где преподавали такие известные мыслители и богословы, как Георгий Флоровский и Сергий Булгаков.

Поскольку отношения с Москвой и восстановленным в 1917 году институтом патриаршества у архиепископии были с самого начала достаточно трудными, в 1931 году Константинопольский патриархат по просьбе прихожан Парижской епархии принял их под свой омофор и даровал статус экзархата, правда, временный. В 1971 году он был преобразован в Русскую православную архиепископию Западной Европы. А в 1999 году патриарх Варфоломей специальным указом – томосом – восстановил статус экзархата, уже на постоянной основе. Сегодня, согласно сайту архиепископии, в ее состав входят более 100 приходов и общин, а территория охватывает такие страны, как Франция, Нидерланды, Бельгия, Германия, Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Италия, Дания.

Примечательно, что о роспуске стало известно не из официального документа, он появился лишь спустя сутки, а в личной беседе управляющего Западноевропейским экзархатом архиепископа Хариупольского Иоанна Реннето с патриархом Варфоломеем. Несмотря на предписания последнего, архиепископия отказалась от самоликвидации и стала бороться за свое будущее. Было решено обсудить распоряжение константинопольского Синода на Генассамблее 23 февраля, а до этой даты не расходиться и оставаться в статусе архиепископии. И это несмотря на давление извне, которое уже сейчас на некоторые приходы бывшего экзархата стали оказывать константинопольские митрополиты, на территории епархий которых размещены общины русской традиции.

Жесткая политика Фанара уже начала приносить первые плоды, правда, не те, что ожидал сам Константинополь. В конце января с.г., после запрета в служении со стороны епископа Константинопольского патриархата «за неподчинение», настоятель храма Христа Спасителя в итальянском городе Сан-Ремо священник Дионисий Байков вместе со своей общиной, не дожидаясь общего собрания архиепископии, перешел под омофор РПЦЗ. «Мы вынуждены признать невозможным более находиться в евхаристическом общении с Вселенским патриархатом. Так как Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе находится в полном каноническом и евхаристическом общении с Константинополем, мы с глубокой скорбью принимаем решение о выходе из ее юрисдикции… Русская зарубежная церковь является самым лучшим выбором для нас, так как, являясь неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви, она самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Кроме этого, ее исторические корни связаны тесным образом с русским зарубежьем, к которому мы сами имеем честь принадлежать», – говорится в сообщении общины.  

3 февраля с.г. руководство архиепископии обвинило  Дионисия Байкова в «незаконном и неканоничном» переходе. Он же, в свою очередь, призвал общины русской традиции вовсе проголосовать за роспуск архиепископии и, никого не слушаясь, определять свое будущее самостоятельно.

Действия Вселенского патриархата весьма озадачили как самих прихожан архиепископии, так и верующих, относящих себя к приходам Русской православной церкви, которые также сегодня широко распространены в Западной Европе. По признанию общественного и политического деятеля русской эмиграции Никиты Кривошеина, «решение распустить архиепископию, а вернее отобрать томос, для всех было как гром среди ясного неба». «За последние десятилетия атмосфера на рю Дарю пережила много пертурбаций: кончину архиепископа Сергия Коновалова, назначение на кафедру архиепископа Гавриила де Вильдера, почти волевое назначение из Фанара владыки Иова Геча, его скандальный отъезд в Шамбези, умиротворяющее для архиепископии назначение архиепископа Иоанна Реннето. В общем, верующим было чем жить. Весь этот пасьянс занимал умы активных прихожан. Писались письма, делегации ездили в Стамбул. И вот в последние годы появилось ощущение, что все вошло в тихий застой, который, видимо, всех устраивал. Но оказалось, что это совсем не устраивало Фанар», – рассказал «НГР» Никита Кривошеин. Архиепископия стала очень обременительной для Варфоломея, который таким образом решил избавиться от нее, считает он. «Экзархату были даны широкие права самоуправления, которые они хорошо усвоили и не всегда соглашались с окриками Фанара. Самый болезненный период был связан с архиепископом Иовом Геча. Несмотря на то что он был духовно близок патриарху Варфоломею, практически был его назначенцем, поддержанным митрополитом Эммануилом Адамакисом (представитель Константинопольской православной церкви в Европе. – «НГР»), укорениться на рю Дарю ему не удалось. Кстати, в отношениях с РПЦ это был самый хороший период (после кончины владыки Сергия), поскольку было много сослужений с епископом Нестером (Сиротенко) (архиерей Русской православной церкви, с 2018 года архиепископ Мадридский и Лиссабонский. – «НГР»), на просьбы отпускных грамот Иов всегда отвечал согласием, прихожане разных юрисдикций стали мирно сосуществовать. Но это очень плохо воспринималось определенной группой активистов, рассылались брутальные грубости в адрес владыки в Интернете. Фанару пришлось Иова отозвать, и поэтому можно допустить, что там осталась обида на экзархат».

Сам бывший прихожанин Константинопольского экзархата, в 2004 году перешедший в РПЦ и ставший одним из членов-учредителей «Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе», целью которого является «созидание поместной православной церкви в Западной Европе в духе верности русской духовной и богослужебной традиции», Никита Кривошеин напомнил, что архиепископии неоднократно предлагалось войти в состав Московского патриархата. «Это могло бы стать лучшим для нее решением и тогда, и сейчас, – считает он. – Некоторые приходы архиепископии сейчас просто на грани выживания, тут срабатывает и эмигрантский страх перемен, и полная персональная безответственность за наследие предков. Собственными силами им, например, не отремонтировать собор в Биаррице (речь идет о церкви Покрова Богородицы и Святого Александра Невского. – «НГР»), не возродить Свято-Сергиевский институт. Это старый разговор, который уже всем порядком надоел. Мы с моей женой Ксенией об этом много писали, выступали, призывали, а воз не то что ныне там, он за все эти десятилетия потерял лошадь, возницу, колеса и вот-вот развалится. Так что спасение утопающих – дело рук самих утопающих», – заключил Кривошеин.

Кстати, 27 января с.г. в отставку подал президент и член административного совета Свято-Сергиевского православного богословского института профессор Жан-Франсуа Колозимо. Явных причин ухода с поста не названо, но местные предполагают, что решение принято из-за общей непростой ситуации в архиепископии и спорах и несогласии о путях ее дальнейшего выбора.

2-13-2_b2.jpg
Подпись
Между Россией и Румынией

Диакон теперь уже бывшего Русского экзархата Константинопольского патриархата в Западной Европе, преподаватель византийской истории Хайфского университета (Израиль) Александр Занемонец полагает, что сейчас у архиепископии есть как минимум три пути. «Поскольку отдельная епархия не может существовать просто сама по себе, архиепископ Иоанн назвал три предложения, которые получила архиепископия от «больших церквей» как варианты ее сохранения: Русская зарубежная церковь, автономия в составе Московского патриархата и Румынская церковь», – отметил он в разговоре с «НГР».

Последнюю священник назвал «наиболее интересным предложением». «Во-первых, это было неожиданно. На самом деле румын и приходов Румынской православной церкви на Западе очень много. Более того, в большинстве приходов у них проходят службы не только на румынском, но и на местных языках. Это может быть близко прихожанам нашей архиепископии, из которых лишь половина русских. Кстати, румынский митрополит во Франции Иосиф (Поп), который и сделал нам предложение, очень хорошо знает русскую традицию, сам учился в русском Свято-Сергиевском институте в Париже, был в течение нескольких лет священником в нашем монастыре в Бургундии», – сказал Александр Занемонец. Из явных плюсов перехода под омофор Румынской церкви он также подчеркнул и то, что Бухарест сегодня оказался вне конфликта Москвы и Константинополя: «Они и служат, и причащаются и с Московским, и с Константинопольским патриархатами. Это очень важная для многих наших прихожан вещь. Быть сначала только на константинопольской стороне, а потом резко угодить в конфликтную ситуацию, уйдя, например, в русское православие, – странно. А оказаться в нейтральной обстановке – это более мирный исход для всех нас». Однако священнослужитель добавил, что при выборе Румынской церкви скорее всего почти половина паствы может выйти из архиепископии и самостоятельно решать свою судьбу.

Сейчас все активнее ходят слухи, что потомки эмигрантов из России предпочтут один из русских вариантов как наиболее близкий их традиции, но, конечно, с определенными условиями, чтобы не повторить участь, например, Сурожской епархии в Великобритании. После ее распада в 2006 году часть духовенства и прихожан ушла в архиепископию «под Константинополь», а часть – под омофор Москвы, и в итоге была превращена в самую обычную епархию, даже без намеков на какую-то свободу, продолжает Александр Занемонец. «Основная идея архиепископии – сохранить тот статус, который у нее был и есть. В последние годы Вселенский патриархат пытался давить на нас, например, не давая викарных епископов и отклоняя наши кандидатуры по разным причинам. Скорее всего Фанар просто не хотел, чтобы у нас было несколько епископов. Нас устраивает наш устав и наше положение, и мы бы хотели сохранить их», – рассказал он.

Русская церковь идет ва-банк?

В конце декабря 2018 года глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) заявил в эфире телеканала «Россия 24», что «Русская православная церковь готова помочь, если упраздненный Константинополем Западноевропейский экзархат русских приходов попросит о принятии под ее юрисдикцию». По мнению иерарха, в Западной Европе сейчас существует много приходов, которые хотели бы вернуться в лоно матери-церкви. «Очень многие приходы этой структуры желают вернуться в Московский патриархат, поскольку изначально экзархат был частью РПЦ и только в 1930-х годах на временной основе вошел в состав Константинопольского патриархата», – добавил глава ОВЦС.

Прецеденты уже были, правда, носили они скорее политический, а не патриотический характер. Например, в начале ноября 2018 года община храма Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции единогласно проголосовала за переход в юрисдикцию Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). Как отмечалось в сообщении, опубликованном на сайте Архиепископии православных русских приходов в Западной Европе, «данное решение община приняла в связи с действиями Константинопольской церкви относительно церковного вопроса в Украине». «Верующие считают: неканонические решения, принятые патриархом Варфоломеем 11 октября, сделали гонимой Украинскую православную церковь во главе с митрополитом Онуфрием», – пишут флорентийцы.

Любопытно, что ровно через месяц после новости о роспуске архиепископии на заседании Синода РПЦ было принято решение о создании патриаршего экзархата в Западной Европе, также с центром в Париже. В сферу пастырской ответственности новообразованной структуры включены такие страны, как Андорра, Бельгия, Великобритания, Северная Ирландия, Ирландия, Испания, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия, Франция, Швейцария. Главой назначен епископ Богородский Иоанн (Рощин) с титулом «Корсунский и Западноевропейский».

«Скорее всего этот патриарший экзархат как раз и создавался с учетом того, что наша архиепископия к нему присоединится», – считает Александр Занемонец. «Возможно, есть идея в будущем создать большой митрополичий округ, куда бы вошли все – и приходы Московского патриархата, и приходы Русской православной церкви зарубежом, и приходы Русской архиепископии. Поэтому созданный сейчас экзархат можно считать неким промежуточным вариантом. Вполне вероятно, что с созданием Московского экзархата, чтобы соблазнить нас присоединиться к нему, архиепископии будут обещать широкую автономию. Однако что с этим будет дальше – неизвестно. Понятно одно: к 23 февраля уже появятся юридически выверенные и проговоренные сторонами варианты устава, за которые духовенству и прихожанам и предстоит проголосовать», – заключил Занемонец.

Впрочем, уже сейчас известно, что некоторая часть русских приходов не согласится с общим решением, например, перейти под юрисдикцию РПЦ/РПЦЗ и вынуждена будет искать собственный путь выживания. Например, представители православной ассоциации ACOR в Ницце даже не рассматривают ни один из вариантов присоединения ко всему, что включает в названии слово «русский».  Дело в том, что в 2013 году организация проиграла суд, по которому один из самых больших храмов в Европе – городской собор Святителя Николая Чудотворца – был передан в пользование не им, а Корсунской епархии Московского патриархата. В 2015 году разгорелся другой «спор хозяйствующих субъектов» – за церковь Святых Николая и Александры, находящуюся в центре города Ниццы, а также относящееся к этому приходу русское кладбище Кокад. Это второе по размерам русское кладбище во Франции после парижского Сент-Женевьев-де-Буа.

Спор за него продолжается до сих пор, пояснил «НГР» вице-председатель ассоциации Алексей Оболенский: «Русская православная церковь заграницей – это та же структура, что и Московский патриархат. Если переходить в русскую церковь, то почему не сразу в московскую? Но именно Московский патриархат у нас уже отобрал один собор и сейчас, независимо от других событий, связанных с Константинополем, пытается забрать еще наш старый храм, а также кладбище и земли возле собора. Как мы можем согласиться перейти к ним? Если общее решение ассамблеи будет в пользу Русской православной церкви, что маловероятно, мы будем искать какие-то другие варианты. Например, рассматриваем и омофор Румынской православной церкви».

Алексей Оболенский также заметил, что решение Константинополя о роспуске русского экзархата по большому счету «не стало сюрпризом». «Несмотря на то что все произошло очень неожиданно, Вселенский патриархат долгое время шел к этому, притесняя независимость архиепископии. Поэтому наше чувство обиды на Фанар уже исчерпано», – заверил он.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
4000
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
4066
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
5033
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
3907

Другие новости