Фото с официальной страницы Леонида Юзефовича в Facebook
Установку памятной доски генералу Белой армии Владимиру Каппелю в Ульяновске ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ обсудил с писателем Леонидом ЮЗЕФОВИЧЕМ, автором документально-художественных произведений о Гражданской войне.
– Леонид Абрамович, установка памятной доски Каппелю на улице Тухачевского в городе Ульянова-Ленина – это знак национального примирения или безвкусная эклектика нашего политического стиля?
– Я не думаю, что это знак примирения. Примирение – вообще проблематично. Но должно существовать все. И то, что эта доска открыта на улице Тухачевского в городе Ульяновске – кстати, я думаю, он не всегда будет Ульяновском, когда-нибудь он опять станет Симбирском, – мне это нравится. Тем более что в последнее время открытие памятных знаков в честь деятелей Белого движения вызывает какую-то непонятную для меня реакцию. Все-таки прошло сто лет. В моей родной Перми мы собирались установить памятную доску на лазарете, который был открыт генералом Пепеляевым (герой книги Юзефовича «Зимняя дорога». – «НГР») и его женой, где лечили не только белых, но и пленных красных. Вначале это было воспринято очень хорошо, а прошло уже два года – и я чувствую, что в современной ситуации эта доска не будет открыта. То, что власти Ульяновска взяли на себя смелость и санкционировали открытие доски Каппелю, мне очень нравится.
– Вы предполагаете, что Ульяновск не всегда будет носить это имя. А улица Тухачевского?
– Я вообще считаю, что старые улицы надо делить на две части. В Перми есть длинная улица Ленина. Часть ее существовала до революции, а часть построена в советское время. Я думаю, ее надо поделить надвое, и та часть, которая была построена в советское время, пусть остается улицей Ленина. А старую – переименовать в Покровскую. Я не вижу ничего ужасного, если эта улица (в Ульяновске. – «НГР») будет носить имя Тухачевского.
– И при этом будет почитаться память его противника?
– Да. А почему нет?
– То есть это означает примирение?
– Это не означает примирения. Это означает учет всех составляющих нашей истории. Не надо никого вычеркивать! На памятнике Колчаку, который стоит на месте его расстрела, авторства скульптора Клыкова, изображены красноармеец и белогвардеец. Просто эстетически сделано так, что мне это не нравится. Но против самой идеи я ничего не имею.
– В торжественной церемонии в Ульяновске принимало участие православное духовенство. В частности, протоиерей Димитрий Смирнов дал понять, что это символическая победа над Ульяновым-Лениным. Как вам кажется, получается ли у церкви выступать в миротворческой роли?
– В целом не удается. Если кто-то воспринимает это как победу, я не считаю, что это хорошо. Другой пример – совсем недавно в Якутии под эгидой православной церкви произошло знаковое событие: туда пригласили потомков белого генерала Пепеляева и потомков противостоявшего ему красного командира Ивана Строда (Пепеляев и Строд – герои книги «Зимняя дорога». – «НГР»). Туда приехали внучка и правнук Строда и внук и правнук Пепеляева. Они вместе присутствовали на молебне. Вели себя, как нормальные люди. Проходило это, кажется, под эгидой Императорского православного палестинского общества. Там совершенно не утверждалось, что это какая-то победа… Повесили доску Каппелю – победа, облили доску Колчаку в Петербурге – победа… Нужно уходить от этого слова. Замечательно сказал Фазиль Искандер: «В слове «победа» мне слышится торжествующий топот дураков». Непродуктивно оценивать наше отношение к событиям столетней давности как победу или поражение. Ведь мы, теперешние, не побеждаем и не проигрываем, мы лишь меняем свое отношение к тем событиям исходя из современной ситуации в обществе. Сейчас наши симпатии, и мои тоже, склоняются скорее на сторону красных, но я отдаю себе отчет, что если, допустим, к власти придет КПРФ, то мы опять начнем симпатизировать белым.
– Ваше творчество посвящено во многом Сибири, Забайкалью. Как вы думаете, проблема Гражданской войны – это проблема только русских и православных или другие религии и народы России также вовлечены в этот исторический спор?
– В Якутии есть сторонники и красных, и белых. Там Строд остается героем, да и к Пепеляеву хорошо относятся. Что касается Бурятии, то там все как в России. Были бурятские казаки, воевавшие на стороне атамана Семенова, были и красные буряты. Мне ничего не известно о том, чтобы буддийская община выступала в какой-то примиряющей роли. Хотя недавно вышел документальный фильм Дарьи Хреновой о бароне Унгерне, он называется «Последний поход барона», и там есть длинный монолог настоятеля Тамчинского дацана, его еще называют Гусиноозерским. На этой территории как раз проходили бои Унгерна с красными частями в 1921 году. Этот лама произнес совершенно замечательную речь о понимании им и тех и других. И в православной церкви, и в буддистском сообществе есть сторонники как белого реванша, так и не то чтобы примирения – забвения…
– Последний вопрос, тоже связанный с одним из персонажей ваших книг: а если бы барону Унгерну поставили памятник?
– Если бы памятник Унгерну появился в России, это было бы неправильно, потому что для России он ничего хорошего не сделал. Но если такой памятник появится в Монголии, я буду за. Для Монголии он сделал очень многое.
комментарии(0)