Западноевропейское влияние не покидало Россию на всем протяжении царствования династии Романовых. Александр Бенуа. В Немецкой слободе. Отъезд царя Петра I из дома Лефорта. 1909
Завершается год Реформации, связанный с 500-летием событий, послуживших началом истории протестантизма. Эта дата отмечается и в России, где лютеранство и другие протестантские учения существуют со времен Ивана Грозного. Ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ задал несколько вопросов Рюдигеру фон ФРИЧУ, чрезвычайному и полномочному послу Германии – страны, где зародилась Реформация.
– Господин посол, как вы считаете, насколько принадлежность к восточному и западному христианству определяет различия между нашими странами?
– Разумеется, это разделение и соответственно религиозная ориентация верующих способствовали тому, что жизнь в наших странах в прошедшие века складывалась по-разному. С другой стороны, общая система христианских ценностей всегда была объединяющим элементом. Ведь все наши государства, наше общество немыслимы без наших христианских корней. «Свободное, светское государство живет предпосылками, которых оно само не может гарантировать», – сказал один немецкий правовед о нашей ситуации.
Базовые христианские убеждения и представления о ценностях вносились и вносятся в общественный дискурс. И это необычайно важно. В нашей общей германо-российской истории есть хорошие примеры гражданского подвижничества. В связи с этим мне приходят на ум примеры немца, получившего в России прозвище «святой доктор», и русского, которого Церковь в Германии рассматривает как видного религиозного философа. Я имею в виду католика Фридриха Йозефа Хааса (Федора Петровича Гааза) (1780–1853) и православного священника Александра Меня (1935–1990). Можно вспомнить и яркий пример принцессы Гессен-Дармштадтской Элизабет (великой княгини Елизаветы Федоровны): она была не только немецкой принцессой, нашедшей в России свою вторую родину, но и благодаря своей самоотверженной деятельности на благо обездоленных, корни которой кроются в диаконических традициях ее евангелического происхождения, причислена к лику святых Русской православной церкви.
– На ваш взгляд, насколько 500-летие Реформации важно для России? Или для России это чужая дата?
– Религиозно-духовный подъем, вызванный Реформацией, охватил весь мир: более 800 миллионов христиан во всем мире связаны сегодня друг с другом евангельской верой. С невероятной силой идеи Лютера изменили Церковь, общество и государства далеко за пределами Германии. Еще в XVI веке Реформация достигла и границ царской империи – с тех пор действует Евангелическо-лютеранская церковь России. То есть она глубоко укоренена в русской истории – в 2016 году она отметила 440-летие своего существования. На протяжении веков российские протестанты неизменно вносили свой вклад в культурное и научное богатство своей страны: в политические успехи, в модернизацию и реформирование России. Поэтому юбилей Реформации – это и в России повод для праздника.
Если говорить конкретно о Реформации в этом контексте, то самой важной целью реформатора Лютера было преобразование Церкви, подразумевающее возвращение к смыслу Священного Писания. С этим неразрывно связана мысль о том, что каждому человеку дарована свобода веры и совести. А из этого проистекает ответственность для каждого из нас: за себя самого, за своего ближнего и за общее благо. Свобода каждого в отдельности задает границы любой мирской власти. Она укрепляет силу разума и ответственность за свои поступки – а значит, и знания, просвещение, любознательность и уверенность в себе. Таким образом были заложены основы для формирования зрелого гражданина более позднего времени.
Мы хотим также, чтобы юбилей Реформации позволил нам углубить диалог с нашими российскими партнерами. В сотрудничестве с Евангелическо-лютеранской церковью России и многими другими партнерами мы и в России отмечаем юбилей Реформации, организуя конференции, концерты, выставки и доклады. Особенно ярким культурным событием станет премьера «Страстей по Матфею» в исполнении Гамбургского балета под руководством Джона Ноймайера 25 октября в Московской филармонии.
– Может ли лютеранство и связанное с ним историческое и культурное наследие в России служить мостиком для взаимоотношений наших стран?
– Я убежден, что большое значение Евангелическо-лютеранской церкви в России состоит не только в том, что она может служить мостом между христианами в наших двух странах – как сегодня, так и в будущем. Ведь эффект Реформации простирается далеко за пределы религиозной сферы. Она охватила самые широкие области человеческой жизни: философию, культуру, искусство, музыку, этику и многое другое.
Все эти области традиционно являются для Германии и России сферами тесного сотрудничества, которое мы хотим вместе продолжать расширять. Тем самым укрепляются взаимопонимание и доверие. Это самая лучшая гарантия, которая дает нам силы в противодействии безмолвию, отчуждению и национализму. Церковь как хранительница основополагающих христианско-гуманистических ценностей играет в этом особо существенную роль.
– В какой мере германское правительство поддерживает Евангелическо-лютеранскую церковь России и другие протестантские общины немецкого происхождения?
– Германское государство не поддерживает никакие религиозные общины за рубежом сами по себе, однако между церковными организациями наших стран имеются тесные связи. А мы – посольство – заинтересованы в тесном и доверительном диалоге, в том числе со всеми конфессиями в России. В рамках этого диалога мы, например, помогаем установить партнерские контакты с теми или иными учреждениями в Германии. Конечно, Евангелическо-лютеранская церковь России, учитывая ее многовековые традиции и то, что она представлена на всей территории страны, является для нас главным партнером. Это находит свое выражение, например, в ежегодной организации Рождественского концерта посольства в соборе Святых Петра и Павла в Москве. Пользуясь случаем, хотел бы уже сейчас пригласить всех читателей на очередной Рождественский концерт 9 декабря.
– Участвует ли Германия в судьбе культурного наследия протестантизма в Калининградской области?
– Сегодняшняя Калининградская область – бывшая Восточная Пруссия – приняла Реформацию еще в 1525 году, поэтому ее протестантское наследие имеет для нас большое значение. Однако многие исторические церковные здания перешли во владение Русской православной церкви, за исключением трех церквей, принадлежащих пробству евангелическо-лютеранских общин Калининграда.
Калининградское пробство получает денежные средства от Евангелической церкви Северной Германии и от Общества имени Густава-Адольфа – церковного учреждения, которое помогает общинам за рубежом. Строительно-ремонтные мероприятия дополнительно оплачиваются из частных пожертвований, например, землячеств, частных обществ и союзов содействия, причем последние регулярно получают значительные гранты правительства Германии на сохранение культурного богатства. Кроме того, отдельные федеральные земли и города поддерживают различные проекты, например, тюрингский город Мюльхаузен помогает реставрировать церковь в поселке Гвардейское (бывший Мюльхаузен).
На фото Рюдигер фон Фрич.
Фото пресс-службы посольства |
– Родина Реформации, Германия, поделена между католической и протестантской общинами. В какой мере остается актуальным раскол по религиозному принципу? Или за прошедшие столетия последствия Реформации больше не определяют политическую жизнь Германии?
– Сегодня в Германии христиане различных конфессий вместе празднуют юбилей Реформации. Эта модель «примирения различий» являет собой образец сосуществования в том числе и с теми людьми другой веры, которые сегодня приезжают к нам.
Католическая и протестантская церкви – это наши самые крупные религиозные сообщества, в них входят около двух третей жителей Германии. Но они сегодня являются и частью многообразного религиозного ландшафта, к которому относятся также православные христиане, евреи, мусульмане разных течений и другие религиозные сообщества. И немало есть людей, которые дистанцируются от религии. Религиозные сообщества все более интенсивно ведут между собой диалог и в том числе открывают для себя много общего в светском мире.
– Какое значение для Германии имеет дата 31 октября 1517 года? Осознают ли современные немцы значение Реформации как национального достояния Германии?
– Не могу припомнить ни одного другого исторического события, годовщину которого так много людей в Германии не только отмечало бы настолько масштабно, но и вело по этому поводу так много дискуссий. Слова «На том стою и не могу иначе» особым образом отзываются не только в сердцах протестантов, не только они понимают значение Реформации на пути к образу современного человека, к свободе совести, которая сопряжена с такой же большой ответственностью.
Значение Реформации для нас, немцев, заключается и в том, что Мартин Лютер, переводя Библию, создал из множества немецких диалектов тот эталонный немецкий язык, на котором мы разговариваем до сих пор. А еще Реформация дала множество импульсов, которые отразились в музыке, культуре, образовании и во многих других сферах.
– В какой мере мировоззрение протестантизма оказало влияние на современную германскую демократию и конкретно на политические традиции правящей партии ХДС?
– Христианская вера подразумевает осознанный и совестливый подход к ответственности, которую мы несем, будучи людьми. В протестантизме призыв и готовность к глубокому и бескомпромиссному испытанию совести укоренены, пожалуй, особенно прочно. Без этих основ, я убежден, мы как нация, сформировавшаяся в духе католических и евангелических традиций, были бы не в состоянии разобраться с ужасами национал-социализма, агрессивной войны, Холокоста. Это та задача, которая и сегодня является для нас актуальной.
С самого начала люди, разделявшие христианскую веру и христианские традиции, оказывали решающее влияние на политику Германии, Конституцию и политические партии – кстати, далеко не только на так называемые «христианские» партии. Мощное движение мирян – евангелические церковные ассамблеи, в ходе которых раз в два года собираются сотни тысяч верующих, постоянно задают очень важные импульсы в политике и общественной жизни.
– Как в Германии делается выбор между либеральными и христианскими ценностями?
– Это очень просто. Мартин Лютер писал: «Христианин является совершенно свободным господином всего сущего и не подвластен никому. Христианин является покорнейшим слугой всего сущего и подвластен всем». Политическая свобода важна, потому что она позволяет нам следовать собственной совести. А наша совесть заставляет нас – нас, христиан в нашей вере, но также, надеюсь, и не христиан поступать правильно.
– Известно ли что-то о религиозной самоидентификации переселенцев из бывшего СССР? Возвращаются ли эти люди к традиции своих предков или репатриация не связана для них с обретением национальной религии?
– Как известно, из бывшего Советского Союза в Германию приехало очень много российских немцев. Подавляющее большинство из них придерживаются протестантских традиций. Но приехало и много евреев, которые весьма значительно укрепили иудейскую общину в Германии. Однако у нас проживает и много людей из России и других государств бывшего Советского Союза – православных христиан или мусульман, например, немало татар. По какой бы причине кто ни ехал в Германию, никто никого не заставляет отказываться от своей веры, и благодаря этому религиозные сообщества могут служить мостами между странами и государствами. Тем самым мы следуем доброй традиции Фридриха Великого, который еще в XVIII веке сказал: «Все религии равны и хороши, если их приверженцы являются честными людьми. И если бы турки и язычники прибыли и захотели бы жить в нашей стране, мы бы и им построили мечети и молельни».