Чтобы предотвратить столкновения сторонников и противников храма, потребовалось вмешательство полиции. Фото Артура Макарова/arthur-msk.livejournal.com
Начало строительства православного храма в парке «Торфянка» в Северо-Восточном округе Москвы вызвало масштабный конфликт. Этот проект входит в «Программу-200», согласно которой в столице будет построено свыше 200 церквей. Поддержать протестующих против строительства в парк «Торфянка» прибыли представители левых и либеральных оппозиционных движений разного толка. В свою очередь, защитники храма требуют помощи от властей и зовут на подмогу настроенных по-боевому единомышленников.
Работы на площадке в парке (выделенный под храмовый комплекс с домом причта участок составляет 0,3 га) стартовали 18 июня с.г., и уже на следующий день огороженное сеткой-рабицей место стройки окружили около 100 местных жителей. По словам находившихся с первого дня противостояния на стройке представителей православного движения «Сорок сороков», ранее уже принимавших активное участие в подобного рода конфликтах (см. «НГР» от 16.10.13), их «взяли в осаду по всем правилам военного искусства». Рядом со стройплощадкой жители установили тенты и палатки, в которых днем и ночью располагались активисты. На столбах, заборах и в почтовых ящиках на соседних улицах появились самодельные листовки, призывавшие к мобилизации на протест. «Район стал как маленькая деревня – про строительство храма беседуют везде: в магазинах, на почте, на остановках, во дворах!» – написал в соцсети один из защитников строящегося культового здания Михаил Рогов.
24 июня официальный сайт РПЦ опубликовал обращение патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Прошу всех – и сторонников, и противников постройки храма в этом месте – к отказу от конфронтации и к мирному, цивилизованному урегулированию всех противоречий… Призываю православных верующих в эти дни не приходить на предполагаемое место строительства храма, чтобы избежать провокаций, а тем более столкновений с противниками строительства храма. Для мирного разрешения ситуации прошу противников возведения храма также покинуть упомянутое место». Он выразил также надежду на то, «что все существующие разногласия будут преодолены в правовом поле». О том, что «патриарх с глубокой озабоченностью относится к этой ситуации», сообщил 25 июня телеканалу «Союз» глава патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков.
По сути, такое внимание предстоятеля РПЦ к событиям районного масштаба в Москве, пусть официально и являющейся его епархией (он ведь возглавляет московскую кафедру), беспрецедентно. Из аналогичных случаев можно вспомнить лишь слова в поддержку деятельности православных активистов в защиту строительства храма на Ходынском поле, озвученные патриархом в епархиальном докладе за 2013 год.
Повышенное внимание верхов РПЦ к одному из многих конфликтных случаев вокруг строительства храмов в рамках «Программы-200» объясняется прежде всего масштабом, который приобрели события в «Торфянке». «Народ вышел на защиту парка: молодежь, родители с детьми, пенсионеры», – признал в статье, появившейся 26 июня на сайте «Православие и мир», журналист и местный житель Александр Егорцев. Встреча вечером накануне с депутатами Госдумы и Мосгордумы от КПРФ, которая благодаря присутствию народных избранников получила статус согласованной акции, собрала в парке, по подсчетам журналистов, до тысячи человек. Полиция несколько раз пыталась демонтировать установленные протестующими тенты и палатки и обеспечить городским службам возможность эвакуации автомашин, блокирующих подъезд к стройке, но безрезультатно.
Можно также предположить, что Патриархия почувствовала необходимость продемонстрировать свою способность контролировать приближенный к ней ударный отряд «борцов за веру» из числа спортсменов и футбольных фанатов. Как отмечали 15 июня в своей группе в «ВКонтакте» представители «Сорока сороков», их деятельность «заметил и отметил святейший патриарх Кирилл, и теперь мы помогаем в обеспечении порядка на патриарших службах».
После обращения патриарха православные спортсмены разъехались вечером 24 июня по домам, оставив на месте строительства нескольких дежурных. Однако уже утром следующего дня в их группах появился призыв к срочной мобилизации, так как ряд комментаторов в протестных группах в соцсетях открыто призывал к демонтажу установленного на стройке креста. Чтобы убедить борцов за веру покинуть место противостояния, вечером 26 июня в «Торфянку» прибыл викарий Северо-Восточного округа Москвы епископ Тихон (Зайцев).
Впрочем, сил «Сорока сороков» для противостояния жителям оказалось недостаточно. Хотя в нескольких интервью, данных незадолго до начала событий в «Торфянке», лидер этого движения Андрей Кормухин заявлял, что в ряды его сторонников вступило уже 10 тыс. человек, в среднем число активистов движения в «Торфянке» колебалось на уровне 20–30 человек, а в пиковый момент противостояния вечером 25 июня удалось мобилизовать около сотни активистов со всех концов столицы. В тот день призывы прибыть в парк для борьбы с «врагами России» в лице левых и либералов появились в группах футбольных фанатов в соцсетях.
В свою очередь, днем ранее за «противостояние силам зла и реакции» агитировали на странице в соцсетях анархистского «Автономного действия», его наиболее боевой «социал-революционной» фракции. Еще можно добавить, что, по данным сайта «ОВД-Инфо», вечером 26 июня на митинге в парке «Торфянка» были задержаны четверо активистов «Левого фронта», в том числе координатор этого оппозиционного движения в столице Василий Кузьмин. В 2010 году Кузьмин участвовал в протестах против вырубки Химкинского леса. «Пока одни активисты сражались с техникой в лесу, агитаторы работали в Химках, а третья группа ехала в Москву с дровами от погибших деревьев к Дому правительства, – писал он позже. – Тема защиты окружающей среды не оставляет равнодушным практически никого… Поэтому для левых экологическая борьба является… крайне удобным способом агитации и атаки системы».
Высока концентрация активистов протестных движений и в группе протестующих «Парк Торфянка» в Facebook: активистка «Яблока» из Бабушкинского района Марина Веригина, жительница района Куркино Наталья Малкинене, ранее отметившаяся на Марше мира 21 сентября 2014 года и в борьбе за переименование Большого Москворецкого моста в Немцов-мост, и сторонник Навального Никита Бакулин, заявивший в интернет-диалоге журналисту «НГР»: «Я из Останкина, на протяжении года у нас происходила такая же борьба, построили храм, несмотря на протесты жителей». Переоценивать роль этих деятелей в мобилизации жителей вряд ли стоит, но желание оппозиционных активистов «разогреть» события в Лосиноостровском районе налицо. Не оставил район вниманием и лидер «Яблока» Сергей Митрохин, написавший 26 июня в своем блоге на сайте «Эха Москвы»: «Я предложил жителям не убирать свою палатку до тех пор, пока не уберут всю стройплощадку». Между тем именно палатка и является основным раздражителем для уже трижды посещавшей парк полиции. Последнюю попытку ликвидировать палатку протестующих правоохранители предприняли днем 25 июня, на следующий день после обращения патриарха Кирилла к участникам противостояния.
Вполне заурядный конфликт районного масштаба занял первые строчки в новостях, приобретя общемосковский характер, а парк «Торфянка» едва не превратился в некий аналог стамбульского парка «Гези», защита которого от застройки в 2013 году объединила протестный электорат в Турции, от левых до либералов. В условиях отсутствия реальной политической повестки в России для отечественных оппозиционеров зеленый массив на севере столицы стал и символом противостояния власти, и новым «оккупаем», и не опробованным ранее форматом мобилизации протестных настроений. В свою очередь, у православных консерваторов защита стройки в «Торфянке» также отныне стоит на одном из первых мест наряду с привычной в последнее время темой борьбы за отмену абортов – этим двум проблемам был посвящен прошедший 28 июня на Суворовский площади в Москве митинг нескольких православных организаций, собравший около 300 человек.