0
13762
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

03.06.2015 00:01:00

РПЦ предъявила государству ультиматум

Тэги: аборты, русская православная церковь, протоиерей димитрий смирнов, дмитрий цорионов энтео, протоиерей всеволод чаплин, минздрав, власть, конфликт


аборты, русская православная церковь, протоиерей димитрий смирнов, дмитрий цорионов энтео, протоиерей всеволод чаплин, минздрав, власть, конфликт Дмитрий Цорионов (Энтео) и протоиерей Всеволод Чаплин на антиабортной акции в Москве 1 июля 2012 года. Фото из группы «Ты хранишь девственность до брака?» в социальной сети ВКонтакте

Официальные представители Русской православной церкви горячо поддержали законопроект об исключении абортов из программы обязательного медицинского страхования, внесенный 

19 мая с.г. в Госдуму. Накал страстей оказался таков, что, как заявили спикеры РПЦ, нежелание государства решить этот вопрос в нужном им ключе даже «ставит вопрос о его легитимности с нравственной точки зрения».

В пояснительной записке к документу депутаты (среди которых единоросc Сергей Попов, один из координаторов межфракционной группы по защите христианских ценностей) завляют, что существующий ныне в российском законодательстве «подход, основанный на свободе репродуктивного выбора, противоречит традиционным христианским ценностям». Как заявил 21 мая председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда, «верующие люди, да и общество в целом не могут финансово соучаствовать в совершении аборта, и это должно найти адекватное отражение в государственных законах, именно в этом заключалась позиция патриарха, представленная им в ходе выступления в Государственной думе». Выступая 22 января с.г. на Рождественских парламентских чтениях, патриарх Кирилл заявил, что считает «морально оправданным выведение операции по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования, которое поддерживается за счет налогоплательщиков, в том числе тех, которые категорически не приемлют аборты».

Депутаты предлагают внести в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» поправки о том, что лишь «при наличии медицинских показаний искусственное прерывание беременности проводится в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Одновременно предлагается ограничить список проводящих эту операцию клиник только государственными учреждениями, предусмотрев штрафы за нарушение «частниками» в размере нескольких сот тысяч рублей. Дополнительно усилить эту меру призван второй закон, внесенный 19 мая, – о запрете розничной продажи средств для медикаментозных абортов. Среди его авторов уже нет Попова, но присутствуют фигурирующие среди подателей первого проекта Елена Мизулина («Справедливая Россия») и председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР).

Введение монополии госучреждений на прерывание беременности вызвало возражения даже со стороны представителей РПЦ. «Ограничение перечня медицинских учреждений, в которых можно производить аборты, только медицинскими организациями государственной системы здравоохранения может иметь негативные последствия... спровоцировать криминальные аборты, вызванные тем, что государственные медучреждения не всегда находятся вблизи места проживания беременной женщины», – заявил 23 мая с.г. иеромонах Димитрий (Першин), ранее как эксперт Синодального отдела по делам молодежи Московского патриархата входивший в рабочую группу по подготовке антиабортных законодательных инициатив.

При этом Першин заявил, что «российское законодательство пролонгирует идеологию абортного нигилизма, начало которой было положено в эпоху военного коммунизма». Эту эпоху патриарх Кирилл назвал временем, когда «воинствующее безбожие проявляло себя от имени государственной власти».

«Ленин принудил все сообщество медицинское принять аборт как не только приемлемое, но и желательное явление», – заявил 

26 мая на круглом столе «Роль системы образования в подготовке молодежи к созданию семьи и укреплении традиционных семейных ценностей» в Общественной палате России председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. «Если сравнить то, что сделала советская власть с нашим народом, и деяния Гитлера, то Гитлер отдыхает, то есть его усилия по уничтожению нашего народа вдвое отстают от наших отечественных, поменявших свое сознание людей, которые живут до сих пор, – продолжил он. – И даже вот недавно было высказано очень крупным человеком в нашей иерархии власти, что выведение из системы медицинского страхования абортов является экстремизмом». Нетрудно понять, что речь идет о заявлении председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, 19 мая сказавшей, что «экстремистские предложения, носящие запретительный характер (в отношении прерывания беременности. – «НГР»), приведут к пагубным последствиям». К филиппикам в адрес власти добавил свое замечание 21 мая с.г. председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: «Поддержка этого зла государством ставит вопрос о его легитимности с нравственной точки зрения. Ведь оплата абортов за счет госбюджета – это, безусловно, поддержка этого явления». «Власть, – развил мысль священнослужитель, – будет только у тех, кто поддержит нравственное обновление России. Всем остальным придется уйти».

Так обнаружилась готовность к необычно жесткой критике власти со стороны ведущей религиозной организации страны. Церковь следует здесь позиции своего ультраконсервативного крыла. По словам доцента Высшей школы экономики Бориса Кнорре, исследующего взаимоотношения власти и РПЦ в современной России, «в Церкви среди священников и мирян присутствует весьма радикальное лобби по антиабортной тематике, из известных можно назвать Дмитрия Цорионова (Энтео)». Сотрудничество в этом вопросе церковных верхов и «боевой улицы», начатое в июне 2012 года посещением Чаплиным антиабортного митинга на Гоголевском бульваре, организованного Энтео, продолжилось в конце прошлого года. 13 ноября 2014 года в зале соборов храма Христа Спасителя обсуждался запрет искусственных абортов. Заседание собрало около 400 участников, среди которых были как Чаплин и Першин, так и Энтео.

«Политтехнологи взялись копировать тактику и стратегию ультраправого крыла Республиканской партии США», – так оценил в Facebook происходившее на заседании тогдашний замглавреда интернет-издания «Русская планета» Дмитрий Трещанин, добавив, что в сделанный его журналистом репортаж оттуда «многое не вошло, например, образцы риторики один в один как у кампании Hobby Lobby (когда они пытались через контрацепцию потопить Обамакэр)». 30 июня 2014 года Верховный суд США поддержал владельцев сети магазинов Hobby Lobby Дэвида и Барбары Грин, из религиозных соображений (они евангелические христиане) отказывавшихся оплачивать работницам по обязательной медицинской страховке, введенной законом Affordable Care Act (более известным как Obamacare), покупку контрацептивов. В борьбу с этим компонентом обязательной страховки ранее включились католические епископы. Вопрос контрацепции мобилизовал консерваторов, чем не преминули воспользоваться и противники Обамы из Республиканской партии. С этой оценкой согласен Борис Кнорре, напомнивший, что «еще с конца 90-х – начала нулевых годов в Церкви существовала политически активная группа клириков, призывавшая брать на вооружение арсенал из числа социальных институтов, развитых в западных странах», и этот арсенал, «конечно, будет использоваться и для политических целей».

Для представителей власти, считает Кнорре, тема абортов выглядит удачным предложением для привлечения поддержки консервативного электората. Однако при этом «Церковь пытается поставить легитимность власти в зависимость от следования традиционным ценностям». Не случайно, видимо, 27 мая глава Мин-

здрава Вероника Скворцова отметила, что «этот вопрос должен решаться сообществом вместе», поскольку «мы убедились, что есть полярные воззрения: и за, и против». «Были уже периоды в истории нашей и других стран, – напомнила она, – когда аборты запрещались, и в этот период увеличивалось количество криминальных абортов, возрастала смертность среди беременных женщин и количество женщин, которые не могли повторно иметь детей». Для борцов с абортами из РПЦ это звучит как вежливое «нет» их инициативам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1063
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1018
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
821
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
535

Другие новости