Украинские паломники ищут сочувствия Папы Франциска. Фото Maurizio Brambatti/EPA/ТАСС
В Крыму начался процесс перерегистрации религиозных общин в соответствии с российским законодательством. Практика показала, что эта процедура проходит сложнее, чем считалось ранее. Изначально планировалось завершить регистрацию к началу 2015 года, потом этот срок продлили до 1 марта, а в конечном итоге, похоже, принято решение пролонгировать процесс до конца декабря.
«Срок перерегистрации с большой долей вероятности будет продлен, – заверил «НГР» председатель совета Российской ассоциации религиозной свободы Александр Кудрявцев. – В конце февраля состоялось заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства о свободе совести Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте России, на котором были единодушно приняты рекомендации продлить перерегистрацию».
Сложно понять логику, в соответствии с которой рассматриваются запросы на регистрацию. В первую очередь прошло религиоведческую экспертизу Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК). Рассмотрение дела другого исламского объединения – Таврического муфтията – отложили на будущее. Следующей после ДУМК рассматривалась и в результате получила положительное заключение заявка лютеранского прихода Аугсбургского исповедания в городе Севастополь. В настоящее время рассматривается вопрос о регистрации отдельного католического прихода в этом городе федерального значения.
Трудности связаны с проблемой прежних украинских реалий, в том числе государственной политики Украины в отношении многих религиозных общин, оказавшихся незарегистрированными на полуострове. Многие религиозные организации в соответствии с их каноническими правилами имеют строгую иерархию. Возможно, именно поэтому первыми прошли процедуру рассмотрения заявки автономный ДУМК, а также лютеранская община, по ряду причин не связанная административно с другими приходами того же исповедания на территории Украины. Также получили легитимность некоторые пятидесятнические общины, вошедшие в российское объединение и тем самым избавившие себя от необходимости отдельной регистрации (подробнее в «НГР» от 18.02.15).
Сложнее дело обстоит с традиционными христианскими Церквами. Как известно, Московский патриархат оставил свои три крымские епархии в юрисдикции Украинской православной церкви. Также юридические сложности испытывают полтора десятка католических приходов на полуострове. Первым из них попытался получить регистрацию в Минюсте приход Святого Климента в Севастополе.
Однако в процессе рассмотрения этого дела выявились системные проблемы, связанные с особенностями католической юрисдикции в новых субъектах Российской Федерации. Местные приходы в украинские времена относились к Одесско-Симферопольскому диоцезу (епископству) с центром в Одессе, который, в свою очередь, входит в состав Конференции католических епископов Украины. Крымские приходы объединены в викариатство в составе Одесско-Симферопольского диоцеза.
В последнее время католические круги пытаются всячески убедить российские власти в том, что Ватикан предпринял некоторые изменения в юрисдикции полуострова. 11 февраля интервью «Сибирской католической газете» дал епископ Яцек Пыль, управляющий викариатства в составе Одесско-Симферопольского диоцеза, в который входят крымские приходы римо-католиков. Он рассказал о некоем компромиссе, который предложил Ватикан российской стороне в ответ на скорейшую регистрацию приходов. «Дело сдвинулось после того, как 22 декабря (2014 года. - «НГР») Ватикан назначил меня делегатом для душепастырского округа Римско-католической церкви в Крыму и городе федерального значения Севастополе, – сообщил епископ. – Это форма договоренности между Ватиканом и Российской Федерацией. Мы, как и прежде, остаемся в составе Одесско-Симферопольской епархии, этот округ создан для административных целей, чтобы Церковь могла здесь зарегистрировать свои приходы и существовать в новом государстве, в Российской Федерации. Сейчас это реализуется, но это очень долгий процесс, потому что существует много бюрократических задержек. Первоначально мы планировали зарегистрировать пастырский округ как централизованную религиозную организацию, но потом нам сказали в Министерстве юстиции в Симферополе, видимо, согласовав с Москвой, что сначала необходимо зарегистрировать все приходы, а затем три из них могут создать централизованную организацию, которая будет называться пастырским округом. Сейчас идет перерегистрация приходов, мы выработали типовой устав для всех приходов, Министерство юстиции передало этот устав в Москву, там он прошел экспертизу, и нам его вернули с некоторыми поправками. Мы переработаем его с учетом замечаний и будем подавать документы на каждый приход в Министерство юстиции, чтобы их зарегистрировали».
«НГР» связались по телефону с Валерием Ястрембським, председателем общины Святого Климента в Севастополе, которая первой из римо-католических приходов подала заявку на перерегистрацию. В течение всего разговора Ястрембський подчеркивал, что католики полуострова, в том числе и его община, входят в состав особого «пастырского округа». На вопрос, подчиняется ли этот округ в конечном счете ординарию в Одессе, председатель общины ответил отрицательно. По его словам, католики Крыма подчиняются непосредственно папе Римскому Франциску. Однако на вопрос о существовании какого-либо документа, подтверждающего это решение Ватикана, религиозный деятель из Севастополя не смог дать однозначный ответ.
Со своей стороны, источники «НГР» в Риме также сообщают о тех обещаниях, которые дает Святой престол. Согласно этим сведениям, апостольская столица действительно намерена вывести «пастырский округ» Крыма, о котором говорят местные католики, из состава украинского диоцеза и перевести под прямое папское правление. Проблема в том, что эти обещания даются на словах и никак не закреплены в договоре или какой-то иной юридической форме. Учредительные документы, которые католические общины подают в Минюст, по некоторым сведениям, вообще не содержат никаких указаний на юрисдикцию или каноническое подчинение указанных общин.
«Когда местная община перерегистрируется, она должна привести свои документы в соответствие с российским законодательством, например представить подтверждение от вышестоящей религиозной организации, – поясняет Александр Кудрявцев. – Они определяют, кто под Украиной, кто создает свои объединения». От католиков ждут определенности в вопросе прямого подчинения папе Римскому.
Искушение, конечно, велико! Если бы Ватикан реально образовал независимый от Одессы округ, это бы де-факто означало признание Ватиканом российского суверенитета над Крымом и Севастополем, что было бы чрезвычайно полезно в условиях международной изоляции нашей страны. Однако пока этот процесс идет по принципу: «Утром деньги – вечером стулья». Возможно, стоило бы сначала дождаться от Святого престола специального декрета на этот счет, а затем приступать к регистрации приходов, которые затем образуют независимую от Украины централизованную организацию. Стоит отметить, что при представлении документов в органы власти от католических общин ожидают четкого указания принадлежности к пастырскому округу, непосредственно подчиняющемуся папе Римскому. Иначе создается двусмысленная ситуация. Многие российские политологи опасаются, что ныне по умолчанию подразумевается каноническая принадлежность общин в Крыму к украинскому диоцезу, и это составляет проблему для российского суверенитета.
Эти опасения тем более обоснованны, что высказывания некоторых католических иерархов либо дают повод усомниться в декабрьском решении папы, о котором упоминает епископ Пыль, либо имеют целью оказать давление на понтифика. Так, папский нунций в Украине архиепископ Томас Галликсон в недавнем интервью итальянской газете La Stampa в очередной раз обратился к Святому престолу с просьбой осудить присоединение Крыма к России как незаконное покушение на территориальную целостность соседнего государства. Ранее, в сентябре 2014 года, выступая перед представителями организации «Помощь Церкви в беде» апостольский посланник назвал присоединение Крыма аннексией и обвинил Россию в развязывании «необъявленной войны» против Украины. Примерно тогда же ординарий (правящий епископ) Одесско-Симферопольского диоцеза Бронислав Бернацкий в интервью «Радио Ватикана» пожаловался на положение католиков в Крыму. «Непонятным также является правовой статус приходов, поскольку столица епархии находится на территории Украины и уже сейчас российские власти не хотят принимать документов с подписью тамошнего ординария. Некоторые священники с польским гражданством вынуждены были покинуть свои приходы», – сообщил ординарий. Сослался Бернацкий и на архиепископа Галликсона: «Нунций сказал, что Святейший престол не признает аннексии».
На Ватикан оказывают давление также греко-католики Украины, которые располагают примерно таким же числом приходов в Крыму, что и римо-католики. Правозащитник и вице-ректор Украинского католического университета во Львове Мирослав Маринович опубликовал статью на сайте Религиозно-информационной службы Украины, в которой упрекает Ватикан в том, что тот отдает предпочтение отношениям с РПЦ перед интересами Украины. «Ватикан полностью устранился от публичного осмысления военной агрессии России в отношении Украины и отказался занять позицию в этом конфликте, – писал Маринович. – Аннексия Крыма не вызвала никакого осуждения со стороны ни государства Ватикан, ни Ватикана как сердцевины христианской веры, опорой которой является апостольское служение Петра. Ни разу в публичных выступлениях или публикациях Ватикан не назвал Россию агрессором, что можно было понять еще в начале конфликта, когда Европа не могла разобраться в настоящих его причинах и виновниках, но нельзя оправдать сегодня, когда в общем доступе есть целая лавина доказательств – фотографии, звукозаписи, документы, личные свидетельства, в том числе и россиян, – о непосредственном участии России в войне с Украиной».
Проблемы с подчинением украинским объединениям свойственны не только римо-католикам Крыма. Ситуация с их единоверцами восточного обряда еще более сложная, что признает в своем интервью епископ Яцек Пыль. Здесь российские власти, по его словам, пошли по аналогичному пути: сначала зарегистрировать отдельные общины, а потом те должны объединиться в особый Крымский экзархат, который опять же обещает создать Ватикан. «Нас, римо-католиков, воспринимают иначе, потому что мы зарегистрированы в России, все нормально, – замечает епископ. – На них же смотрят по-другому в связи с тем, что украинские греко-католики сильно засветились на майдане, во всей этой ситуации в конфликте с Россией (как они считают). Поэтому знаю, что зарегистрироваться им будет непросто, но они будут пытаться это сделать».
Думается, на католических общинах проблемы перерегистрации в Крыму и Севастополе не закончатся. Здесь представлены такие движения, как «Свидетели Иеговы» (37 юрлиц), Киевский патриархат (45), Украинская автокефальная православная церковь (10), множество протестантских деноминаций, в том числе баптисты (69), и др., многие из которых канонически связаны с заграничными религиозными центрами. Палитра религиозной жизни в Крыму очень пестрая. Всего в двух новых субъектах Российской Федерации примерно полторы тысячи общин, и процесс их легитимации может оказаться очень долгим.