Православные священнослужители кровно заинтересованы в том, чтобы война двух братских народов закончилась, не начавшись. Фото Reuters
Политический кризис вокруг Крыма и восточных областей Украины поставил Русскую Православную Церковь в сложное положение. Если официальные спикеры РПЦ в Москве поддержали решение использовать российские войска в Крыму, то их коллеги в Киеве из Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) ввод войск на полуостров осудили и обратились к Патриарху Кириллу с просьбой поддержать их позицию.
«Как местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры обращаюсь к вам, ваше Святейшество, с просьбой сделать все возможное, чтобы не допустить кровопролития на территории Украины. Прошу вас возвысить свой голос о сохранении целостности территории украинского государства», – говорится в обращении к Патриарху Кириллу и.о. главы УПЦ МП митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (Березовского), опубликованном в ночь с 1 на 2 марта на сайте пресс-службы УПЦ МП. Немногим ранее на сайте «Интерфакс-религии» появилось интервью с главой Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным, в котором тот указал, что «еще в 1995 году Всемирный русский народный Собор заявил, что русский народ – разделенная нация на своей исторической территории, которая имеет право на воссоединение в едином государственном теле, являющееся общепризнанной нормой международной политики». Председателем ВРНС является Патриарх Московский и всея Руси. Хотя в 1995 году Патриархом был Алексий II, эта позиция, насколько известно, не оспаривалась и нынешним главой РПЦ. Таким образом, в РПЦ обозначилось сразу две позиции по поводу конфликта.
Патриарх Кирилл 2 марта в опубликованном на официальном сайте РПЦ ответе митрополиту Онуфрию сделал умиротворяющие заявления. «Сделаю все возможное, чтобы убедить всех тех, в чьих руках находится власть, что нельзя допустить гибели мирных людей на дорогой для моего сердца земле Украины», – сказал глава РПЦ. Он также упомянул про кровь, «пролитую в Киеве и других городах Украины» во время недавней смены власти. «Украинский народ должен сам, без внешнего воздействия, определять свое будущее», – заявил Патриарх Кирилл, добавив, что «братство русского, украинского и белорусского народов» должно «определить наше будущее».
«Ни одного политического заявления Патриарха мы не воспримем», – заявил вечером 1 марта в эфире Hromadske TV, интернет-телевидения майдана, председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко. «Если Патриарх наш пастырь, наш отец, он должен сделать все, чтобы остановить российские войска, и они должны вернуться обратно в Россию, – продолжил он. – Хотя, вы знаете, когда я ехал сюда, мне люди звонили, спрашивали: может, стоит уже не поминать Патриарха (на богослужениях. – «НГР»)? А я ответил: вы знаете, это уже непринципиально».
«Повод для ввода (войск России на территорию Украины. – «НГР») – это нарушение заповеди «не лги», – заявил он далее. – И фактически все то, что заявлялось как повод, и все, что раздавалось с экранов российских каналов, все, что раздавалось вчера и на пресс-конференции Януковича… Она еще не закончилась, как я в Facebook написал, что там была ложь, в том числе и о Церкви». Ремарка на официальном аккаунте пресс-секретаря УПЦ МП в Facebook 28 февраля такова: «Янукович, или те, кто его информирует, лжет, говоря: «Как результат, Киев был наводнен вооруженными людьми, которые начали громить дома, культовые учреждения, храмы...» За три месяца противостояния и до сегодняшнего дня ни один храм в Киеве не был разгромлен или захвачен». Стоит заметить, что в опубликованном днем ранее официальном заявлении МИД России говорилось о том, что «необходимо пресечь вмешательство в дела Церкви, осквернение православных храмов» в Украине. С другой стороны, далее в своем аккаунте Коваленко признал, что есть «реальная угроза от тех людей, которые в 90-е поддержали Филарета (главу Киевского Патриархата. – «НГР»), они были причастны к захватам (культовых зданий. – «НГР») тогда и провоцируют их сегодня».
Попытка захвата Киево-Печерской лавры имела место в ночь с 18 на 19 июня 1992 года. Как сообщала тогда украинская газета «Республика», его совершили «около сотни вооруженных обрезками труб и арматуры, резиновыми дубинками и цепями боевиков Украинской национальной самообороны (УНСО) во главе с Дмитрием Корчинским и Сергеем Гринчуком». «Самообороновцы» заявляли, что «берут под охрану лавру, дабы не допустить ее передачи Москве». Гринчук сообщил «Республике»: «Церковь и Филарет обратились к нам за помощью».
Нечто подобное произошло после победы майдана. В три часа утра 23 февраля с.г. протоиерей Георгий Коваленко написал в Facebook: «Говорят, что полчаса тому назад со сцены майдана священнослужитель неопределенной конфессиональной принадлежности призвал людей идти к лавре». О том же сообщали в группе «Сохраним святыни» в Facebook верующие: «Где-то час назад в прямом эфире со сцены майдана созывали идти отбирать у «москалей» Киево-Печерскую лавру», «С майдана ночью отправили самооборону в лавру. Заодно пустили крики со сцены майдана, что в лавру нужны люди, так как там «москальские попы» вывозят все в РФ». О том, что «вход в лавру охраняет самооборона майдана», сообщил той ночью и Коваленко. «По нашим данным, около 70 вооруженных боевиков выставили патрули вокруг лавры, зашли внутрь, никого не впускают и не выпускают и говорят, будто в ближайшее время Верховная Рада примет решение о передаче этого монастыря так называемому Киевскому Патриархату, – сообщил тогда же «Интерфакс-религии» альтернативный Коваленко руководитель пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов. – Активисты все прибывают и прибывают. Пока насельники монастыря пытаются вести с ними переговоры, но только что поступила информация о том, что планируется захват лавры вооруженной толпой».
Есть подтверждения и с другой стороны баррикад. Поздним вечером 22 февраля в официальной группе евромайдана в Facebook появилось сообщение о том, что «около лавры налажена охрана, чтобы не допустить посягательств Московского Патриархата ограбить Киево-Печерскую лавру и вывезти оттуда церковные ценности и мощи святых в Россию. Киевский Патриархат призывает украинцев помешать этому». Штурм лавры в итоге так и не состоялся, но противостояние «самообороны» и прибывших на колокольный набат и призывы в соцсетях верующих УПЦ МП продолжалось около суток.
«В Сумах попытка захвата епархиального управления», – прошли в соцсетях сообщения 25 февраля. В тот же день на сайте Сумской епархии УПЦ МП было опубликовано сообщение ее главы архиепископа Евлогия (Гутченко) о требованиях «филаретовцев» допустить в кафедральный Спасо-Преображенский собор для совершения богослужений местного епископа УПЦ КП и звучавших при этом угрозах, что «в случае отказа собор и епархиальное управление будут окружены людьми с майдана и завалены «коктейлями Молотова». Далее архиепископ Евлогий писал, что, «учитывая реальную опасность», он обратился к православным верующим города с призывом защитить храмы. Впрочем, до силового варианта развития событий здесь также не дошло.
В тот же день появилась информация о попытке штурма Почаевской лавры (Тернопольская область), к которой подъехали несколько автобусов с неизвестными людьми. В Тернопольском МВД сообщили местному изданию «20 минут», что утром того же дня к монастырю «прибыли несколько сотен активистов из Тернополя, «женская сотня» (подобные группы формировали активисты майдана. – «НГР») и священники, чтобы помолиться за страну». Опасения монахов лавры были небеспочвенны. Днем ранее «20 минут» разместили видеоролик, в котором настоятель тернопольского собора Святой Троицы УПЦ КП священник Анатолий Зинкевич заявлял в окружении грозного вида молодцов в камуфляже: «Руководители Почаевской лавры поддерживают правительство Януковича. Теперь эта святыня может стать местом для укрывания провокаторов и бандитов… Я обращаюсь к самообороне с просьбой защитить нашу святыню». С подобным обращением 28 февраля выступила и Высшая церковная рада Киевского Патриархата во главе с Филаретом (Денисенко): «Крупнейшие всеукраинские святыни – Киево-Печерская и Почаевская лавры – стали рассадниками антиукраинской пропаганды, убежищем для черносотенных взглядов».
Однако пока что реальных изменений во влиянии Церквей, в том числе по юрисдикции над культовыми зданиями, в Украине не произошло. Тем не менее положение УПЦ МП, как отмечал протоиерей Георгий Коваленко, нельзя не назвать опасным. Симпатии бойцов оппозиции, которые состоят в значительной степени из участников националистических организаций, явно относятся не к московской (в их терминологии) Церкви, а к филаретовской.
Это не осталось не замеченным и в Москве. 26 февраля Высший церковный совет РПЦ, указав на неприкрытые угрозы в отношении святынь Украины, «чтимых православными верующими во всем мире и законно находящихся в ведении канонической Православной Церкви», и упомянув про ситуацию в Сумах, обратился к верующим в Украине с призывом «не допустить посягательств на святыни». Выступавший на заседании ВСЦ Патриарх Кирилл подчеркнул, что «призывает всех тех, кто хотел бы использовать нестабильную политическую ситуацию для разрешения церковных вопросов, этого не делать, потому что последствия будут самыми негативными».
С тех пор, как уже было сказано, конфликт из внутриукраинского превратился в международный. Сейчас священнослужители опасаются, что им придется благословлять оба воинства в условиях возможного вооруженного противостояния православных народов. По обе стороны баррикад оказались верующие Московского Патриархата, и обострение ситуации может привести к отторжению весьма значительной – украинской – части РПЦ. Это может произойти как под влиянием добровольной патриотической мотивации священников и верующих, так и под давлением националистов.