Радикалы есть не только среди родноверов. Агрессия становится нормой нашей жизни. Фото РИА Новости
Трагедия в Южно-Сахалинске получила со стороны части церковного сообщества следующее объяснение: убийца, по их мнению, принадлежал к одному из неоязыческих течений, следовательно, неоязычество в целом представляет угрозу для православных верующих и должно быть запрещено. Напомним, 9 февраля охранник одного из местных ЧОПов Степан Комаров расстрелял из табельного ружья прихожан собора Воскресения Христова, убив двух и ранив шестерых человек.
Первым «языческую» версию высказал 10 февраля председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, Русская Православная Церковь давно указывала на «опасность неоязычества», приняв еще на Архиерейском Соборе 1994 года по этому поводу специальное определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». «Сейчас эта опасность многократно возросла, – заявил Чаплин. – Священники, которые работают с молодежью городских окраин и небольших населенных пунктов или в медийной среде, сталкиваются с этим явлением практически каждый день». По мнению священнослужителя, к распространению в обществе неоязыческих и неонацистских идей «нужно отнестись максимально серьезно».
Эстафету подхватил член Межсоборного присутствия Московского Патриархата Аркадий Малер, 12 февраля написавший на одном из православных сайтов, что «убийца – не только декларативный антихристианин, и во время своего преступления, и после него прямо признающий свою ненависть к христианству (причем именно православному), но еще и неоязычник-родновер с кашей в голове, каких сейчас уже немало среди малообразованных поклонников глянцевого фэнтези». «Мировоззрение убийцы крайне важно, – считает он. – На этот факт очень важно обратить внимание, потому что многие русские православные патриоты до сих пор надеются, что наши «родные» родноверы – это такие тихие заблудшие реконструкторы, которые любят только плясать вокруг костра и петь придуманные ими же самими языческие песни». Между тем, пишет Малер, «для этих людей христианство – это извечный враг и причина всех бед исконной Руси», поэтому неудивительно появление «сахалинского стрелка», которого он именует не иначе как «языческим палачом».
Публикация Малера появилась на сайте, созданном Дмитрием Цорионовым (Энтео). Этот интернет-проект в конце января с.г. получил высокую оценку протоиерея Всеволода Чаплина за то, что он «усиливает деятельность общественного (православного. – «НГР») движения в разы». Кроме того, Энтео обратился в соцсетях к своим сторонникам: «Так как убийца из Сахалина был родновером, нам необходимо бороться с этим вызовом, ведь мы имеем дело с многочисленными вооруженными, ненавидящими Церковь, группами неофашистов. Сейчас лучшее время, чтобы нанести по ним удар, через признание их формирований незаконными». С этой целью Энтео призвал единомышленников составлять списки неоязыческих объединений.
Глава Союза славянских общин славянской родной веры Максим Ионов («жрец Белояр») отметил в комментарии «НГР», что, «судя по использованным в сообщении (Комарова в своем аккаунте в соцсетях. – «НГР») терминам (Мидгард Земля), типичному применению заглавных букв, разбитию слов на части (ИЗ ТОРии), он является приверженцем течения, называемого инглиизмом». «На наше несчастье, последователи этого течения в последние годы часто именуют себя родноверами, – говорит Ионов. – Дабы «отделить мух от котлет», еще в 2009 году объединениями «Союз славянских общин славянской родной веры» и «Круг языческой традиции» было составлено заявление «О подменах понятий в языке и истории славян и о псевдоязычестве», в котором говорится об опасности, исходящей от авторов и распространителей, работающих на благо этого движения. Они признаются дискредитирующими славянскую культуру, а также вводящими в заблуждение людей, желающих изучить славянский дохристианский обычай».
Что же касается утверждений протоиерея Всеволода Чаплина о растущей в последнее время агрессии по отношению к православным верующим со стороны неоязычников, то Александр Верховский, руководитель информационно-аналитического центра «Сова», фиксирующего разного рода проявления экстремизма, в ответ на вопрос журналиста «НГР» сообщил, что не припомнит подобных случаев за последние годы. «Конечно, – отметил эксперт, – существуют не в меру активные неоязыческие группы, но они не агрессивны в классическом понимании, то есть на людей не бросаются, но могут написать что-то угрожающее в Интернете, благо для этого не нужно вставать с дивана». Правда, уточняет Верховский, «были примеры каких-то полуязыческих-полунацистских групп, которые порывались что-нибудь взорвать или поджечь, такое было и в Москве. Но это было уже много лет назад, и там проблема была не в их язычестве, а в их неонацистских взглядах».
В 2008–2009 годах в ряде регионов России происходили поджоги храмов, которые сопровождались нанесением граффити языческого содержания. Дважды в культовые здания подкладывали самодельные бомбы – 30 ноября 2008 года в храм Николая Чудотворца в Москве и 6 декабря 2009 года в храм Святых Кирилла и Мефодия во Владимире (см. «НГР» от 16.06.10). Во всех этих случаях задержанные идентифицировались как националисты-язычники. Члены осуществившей теракт в московском храме группы, называвшей себя «славянскими сепаратистами», обвинялись в убийстве 6 декабря 2008 года близ того же храма Николая Чудотворца в Бирюлево мужчины, принятого ими из-за окладистой бороды за православного священника. В поджогах храмов в Екатеринбурге были обвинены местные скинхеды из группировки «Фольксштурм».
При этом нельзя не вспомнить в данной связи и о существовании аналогичных групп националистов, осуществлявших теракты и убийства, члены которых объявляли о своем православном вероисповедании. Например, группа Николая Королева, взорвавшая 21 августа 2006 года самодельную бомбу на Черкизовском рынке, из-за чего погибли 14 человек. Как выяснилось после задержания Королева и его подельников, до этого они занимались подрывами более мелких бомб в салонах гадалок, гей-клубах и т.д. Королев уже в тюрьме написал книгу «Библия скинхеда», где, наряду с рассказами о своих «подвигах», утверждает, что Иисус Христос был русским по происхождению. Интересно, что на суде Королев позировал в футболке со свастикой и надписью «Русь» – аналогичной по дизайну татуировке на груди у «сахалинского стрелка» Степана Комарова, чьи фотографии, как предполагается, были опубликованы сайтом «Православный взгляд».
Другой пример – арестованный в 2007 году 18-летний Артур Рыно, регулярно проводивший с единомышленниками рейды для убийства «нерусских» (на суде он взял на себя ответственность за 37 убийств, осуществленных всего за год).
Православные националисты воспевали тогда в Интернете криминальную деятельность юноши, подчеркивая, что он учился на иконописца, – как аналог «святой инквизиции» в наши дни.
Как отметил в комментарии «НГР» руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов, в любой религии опасность представляют новообращенные: «Как правило, исследования показывают, что все неофиты, будь то православные, мусульманские и так далее, чрезвычайно агрессивны, нетерпимы, авторитарны и совершенно лишены всего того, что в этих религиях заложено в плане доброжелательного отношения, всепрощения, и вот сейчас мы с этим сталкиваемся». Кроме того, есть «масса социальных проблем в стране, которые ведут к агрессии». «В первую очередь, потому что ничего не меняется, – говорит Ениколопов, – у нас страна резко делится на бедных и богатых, у бедных растут ощущения, что они никогда ничего не смогут достигнуть, так как социальные лифты нормально не работают». Социальный климат в России в последние годы пытаются улучшить религиозной индоктринацией, однако, как указывает Ениколопов, мало кто задумывается над тем, что «оголтелое увлечение религиозностью, которое заменяет идеологический вакуум в головах, может привести к насилию и агрессии». Наконец, нельзя забывать и о социопатах, которые в принципе не могут ужиться в обществе. «Типичным социопатом» Ениколопов назвал, например, Дмитрия Виноградова, расстрелявшего 7 ноября 2012 года своих коллег в офисе одной из фармацевтических компаний в Москве (итог – шесть убитых). Однако в этом случае, как и в устроенной старшеклассником Сергеем Гордеевым 3 февраля с.г. бойне в средней школе № 263 (двое убитых), никто не усмотрел каких-либо религиозных подтекстов. Хотя некоторые издания цитировали тогда же одноклассников Гордеева, утверждавших, что он вырос в верующей православной семье, где «его заставляли читать религиозные книги и заучивать молитвы».
Александр Верховский считает, что в последние годы у РПЦ и православных активистов «одна из главных тем – то, что разные группы подвергают православных верующих какому-то давлению». Два года назад в качестве агрессоров фигурировали участницы Pussy Riot и «агрессивные либералы», а теперь, возможно, на эту роль выбраны неоязычники. Неоязыческое движение насчитывает сейчас в России тысячи человек, объединенных в десятки общин. На прошедшем 4 ноября 2013 года ежегодном шествии националистов в Москве впервые присутствовала отдельная колонна родноверов. Все это вызвало сильную обеспокоенность в РПЦ. «На «Русском марше» в Люблино в значительной степени доминировала языческая символика. «Меня как православного священника это не может не беспокоить», – заявил тогда протоиерей Всеволод Чаплин.
Между тем факты говорят о том, что экстремизм может быть мотивирован совершенно любым религиозным учением. Попытки православных публицистов надеть только на одну Церковь терновый венец мученичества тоже безосновательны. В храме в Южно-Сахалинске погибли верующие, в школе в Москве – учитель и полицейский. Речь не идет о каком-то терроре против РПЦ. В условиях повсеместной агрессии и нетерпимости жертвой безумца с оружием в руках может стать любой человек независимо от веры и происхождения.