Заштатный священник Дмитрий Ненароков и окормляемые им столичные казаки. Фото с сайта www.vmeste-front.ru
Массовая несанкционированная акция в форме православного молебна в Гагаринском районе ЮЗАО Москвы закончилась 6 апреля задержаниями ее участников ОМОНом. Ситуация несколько нетипичная для новейшей истории России. Некоторые поспешили объявить ее «гонениями на веру». Даже придумали специальное слово – «храмоповал», образованное по аналогии с «крестоповалом». Ведь собравшиеся на молебен требовали выделить им участок для строительства православного храма.Если внимательно изучить корни конфликта и его участников, выясняются интересные вещи. В заявлении, распространенном после событий 6 апреля объединением «Защитим «Программу-200», которое лоббирует строительство новых православных храмов в разных районах Москвы, упомянуты «казаки и православные спортсмены, специально прибывшие на место событий для обеспечения безопасности молившихся». Об этих молодчиках упоминают и жители района в опубликованном в Интернете заявлении. По словам жителей, начиная со второй половины февраля уличные молебны на Молодежной улице «проходят под охраной молодых людей в военной форме с кнутами и дубинками». Гагаринский район сложно назвать криминогенным: он, как и в целом окрестности Ленинского проспекта, начиная с 1950-х годов заселялся в основном интеллигенцией. Жители в своем заявлении жалуются, что «сторонники программы «200 храмов»… начали в буквальном смысле терроризировать жителей района» публичными акциями и агитацией. Напуганные москвичи жаловались на нарушителей спокойствия в полицию. 30 марта нарядом был задержан и отвезен в ОВД для объяснений священник, совершавший такой «молебен», а 6 апреля и этот священник, и другие участники действа (всего несколько десятков человек) снова оказались в отделении полиции.
В опубликованном 8 апреля заявлении объединения «Защитим «Программу-200» названо имя этого священника – Дмитрий Ненароков. В тот же день агентство «Интерфакс-религия» обнародовало интервью с Ненароковым, в котором он представлен как «глава общины на улице Молодежной в Гагаринском районе Москвы». Однако в опубликованном заявлении фонда «Поддержка строительства храмов города Москвы» – напомним, учрежденного Патриархом Кириллом – сказано: «Священник, совершавший молебные пения (на улице Молодежной. – «НГР»), не имел на это разрешения и не является штатным клириком Юго-Западного викариатства». Более того, как следует из заявления фонда, у прихода будущего храма вообще нет утвержденного священника: «Ответственный за строительство священник назначен не был, так как участок пока не включен в программу из-за возражений жителей». То, что Ненароков не является главой православной общины Гагаринского района, признал 11 апреля в своем блоге и один из лидеров «Защитим «Программу-200» Кирилл Фролов, написавший, что «приход в Гагаринском районе будет окормляться священником, которого назначит Московская Патриархия, отец Дмитрий постоянно служит в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках». Таким образом, «духовный лидер» показательного молебна в Гагаринском районе оказался не главой местной общины, а человеком со стороны, причем даже никак не связанным с местным благочинием РПЦ.
Дальше – больше. Если зайти на официальный сайт храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, то можно узнать, что среди штатного духовенства храма священник Дмитрий Ненароков вообще не значится. Поиск по сайтам Московского Патриархата позволяет узнать, что ранее этот клирик служил в Московской области. Указом управляющего Московского епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова)
№ 1616 от 23 апреля 2008 года он был назначен вторым священником в штат храма Рождества Богородицы в Королеве, а указом № 3868 от 8 июля 2010 года Ненароков «согласно поданному прошению, по состоянию здоровья освобождается от обязанностей клирика Богородицерождественского храма города Королева Московской области и почисляется за штат».
Узнать из официальных источников РПЦ о том, где же с тех пор постоянно несет (и несет ли вообще где-либо) свою пастырскую службу Ненароков, не представляется возможным. Это дало повод исследователю современной РПЦ религиоведу Николаю Митрохину повод причислить его к «бродячим попам». Возражая Митрохину, Кирилл Фролов в своем блоге указывает, что священник Ненароков «служит и преподает боевые искусства в Институте пограничных войск ФСБ России». Об этом можно найти упоминания в статье, вышедшей в ноябре 2012 года в журнале «Коммерсант-Власть» и посвященной деятельности казачьих организаций в Москве. Ненароков описан журналистом как тренер по рукопашному и ножевому бою в одной из таких структур. «Работает Ненароков на кафедре физического воспитания Московского пограничного института ФСБ, где тоже преподает рукопашный бой, – сказано в статье. – Одновременно он служит в небольшой церкви при институте – окормляет курсантов». Открытая в 2005 году церковь при находящемся в Северо-Западном округе Москвы Пограничном институте ФСБ – это храм-часовня, каких много в Москве. Богослужения там совершаются по выходным и в праздники, своих священников они не имеют. Другое дело, если Ненароков, работая в институте ФСБ по светской специальности, в свободное время еще и служит в находящейся при учебном заведении часовне как духовное лицо.
В материалах к прошедшим 25–26 января с.г. в Москве XXI Рождественским образовательным чтениям участвовавший в них Ненароков представлен как «заместитель атамана МГКО (Московского городского казачьего общества. – «НГР») по воспитательной работе». Выступал он на чтениях с докладом «Опыт духовного и военно-патриотического воспитания казачьей молодежи в учебных сотнях ЦКВ (Центрального казачьего войска. – «НГР»)». «Ненароков – сотник (командир подразделения в казачьих войсках) РКО МГКО «Восток» (т.е. районного казачьего общества Восточного округа. – «НГР») – так упоминали его СМИ в ноябре 2012 года. Священник в камуфляже, обучающий молодежь рукопашному и ножевому бою, – в таком образе Ненароков предстает начиная с 2008 года в многочисленных интернет-публикациях, посвященных сначала созданному им в Королеве при храме Рождества Богородицы военно-патриотическому клубу «Сокол», а в последние годы – казачьим формированиям в Москве.
Помимо уже упомянутого Московского городского казачьего общества Ненароков фигурирует как тренер бойцов некоего действующего в столице Оренбургского отдельного казачьего общества. На сайте этой организации размещен отчет о проведенной Ненароковым 5 апреля 2012 года в Казачьем лицее имени Шолохова тренировке («семинаре») по рукопашному и ножевому бою. Там говорится, что «организаторы семинара – Московское землячество оренбургских казаков и представительство ОВКО (Оренбургского войскового казачьего общества. – «НГР») в Москве при содействии казаков ЦКВ». Также на сайте еще одной организации – Великого братства казачьих войск – упомянуто, что 11 ноября 2012 года священник Ненароков участвовал в освящении ее знамен, которое проводилось в храме Иоанна Предтечи в Сокольниках игуменом Иоанном (Ермаковым). Видимо, это единичное событие и дало основание затем причислять Ненарокова к штатному духовенству храма в Сокольниках, в списках которого в отличие от того же игумена Ермакова он официально не значится.
«По словам Ненарокова, оно (преподаваемое им начиная с 90-х годов искусство рукопашного и ножевого боя. – «НГР») направлено не на спортивные результаты, а на выполнение приказов и выживание в условиях улицы», – писали в ноябре 2012 года присутствовавшие на его тренировках журналисты. Они цитировали самого Ненарокова: «Офицеров и курсантов мы учим здесь боевому ремеслу, ближнему бою холодным оружием. Холодное оружие – штатное: нож разведчика, штык-нож, короткий клинок. Это заточенная пехотная лопатка, любой дрын в руках, пистолет, используемый как кастет, мобильный телефон, взятый в руку». Так что жители Гагаринского района не напрасно опасались появления у них на улицах как самого Ненарокова, так и подготовленных им бойцов. На сайте МГКО, в котором, как упоминалось выше, он состоит сотником и помощником атамана, 22 марта была размещена благодарность казакам, принявшим участие в молебнах на Молодежной. Сам Ненароков ранее предупреждал журналистов, которые писали о его деятельности: «Казаки… все хотят реального дела».
Многие из казаков находят это «реальное дело» в действиях против сторонников Pussy Riot или художников-нонконформистов. «Еще на подходе к Винзаводу, около станции метро «Курская», встречаем небольшую группу казаков во главе с иереем Дмитрием Ненароковым» – так журналисты «Парламентской газеты» описывают события 2 октября 2012 года, когда толпа людей в военной форме с хоругвями блокировала выставку «Духовная брань» в галерее Винзавода. «3 марта он под черным флагом с черепом и костями совершал публичную панихиду на митинге московских казаков, – пишет в Гранях.Ру Николай Митрохин. – После митинга часть казаков… отправились срывать спектакль о деле Pussy Riot в Сахаровском центре. Там дело тоже (как и 6 апреля на Молодежной. – «НГР») закончилось вызовом ОМОНа».
Ненароков в ноябре 2012 года сказал в одном из интервью, что был с окормляемыми им духовно казаками у Винзавода, но якобы лишь для того, чтобы «предотвратить кровь». Аналогичные «доводы» приводят сейчас в свое оправдание и деятели из объединения «Защитим «Программу-200». В пресс-релизе, присланном ими в «НГР» 12 апреля, говорится, что руководители объединения «пока удерживают от решительных действий участников молебна». Очевидно, тех самых упомянутых ранее ими же «казаков и православных спортсменов».
Как заявил в ноябре 2012 года Ненароков, нынешняя активизация казаков в Москве вызвана ажиотажем, поднятым вокруг «панк-молебна» Pussy Riot, и разговорами об угрозах Церкви. После известных событий 2012 года казаки взяли под охрану храмы и поклонные кресты, причем, по словам Ненарокова, их «патрули» благословлял специально приехавший секретарь Патриарха (очевидно, речь о секретаре Патриарха по Москве протоиерее Владимире Дивакове). Тогда РПЦ выпустила из бутылки джинна и сейчас уже лишь с трудом может его унять. «Молебны, где бы то ни было, должны совершаться с благословения священноначалия, – заявляется в опубликованном 12 апреля заявлении фонда «Поддержка строительства храмов города Москвы». – На улице Молодежной такого благословения не было, а самостоятельные действия активистов вызвали раздор и скандал, которые не приличествуют христианскому образу жизни».