0
1863
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

04.10.2006 00:00:00

Война учебников

Тэги: фурсенко, алексий ii, опк


В ходе своего визита в Санкт-Петербург Патриарх Московский и всея Руси Алексий II однозначно определил позицию Русской Православной Церкви относительно преподавания «Основ православной культуры» (ОПК) в школах. Выступая 25 сентября перед преподавателями и студентами духовных школ города, Патриарх сказал: «История религий» не даст нравственного стержня человеку. Сейчас, когда попраны нравственные основы жизни, человеку нужно дать ориентиры, дать возможность изучать основы своей культуры».

Алексий II подчеркнул, что «Основы православной культуры» – это «культурологический предмет» и что каждый образованный человек должен знать историю культуры своей страны.

Такую позицию Патриарх озвучивал и раньше. Тем не менее в преддверии заседания Общественной палаты РФ, посвященного проблемам преподавания основ религии в школах, поддержка Русской Православной Церковью курса ОПК выглядит все более определенно и рельефно. Впрочем, этот рельеф все же подвержен некоторым изменениям. Выступая в целом за ОПК, Церковь корректирует свою позицию в зависимости от интенсивности общественной дискуссии.

Если в феврале митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) призывал министра образования Андрея Фурсенко «не бояться того, что в школу придет священник», то теперь Патриарх заявил, что «мы не ставим вопрос о том, чтобы священники шли в школы».

К полемике вокруг «Основ православной культуры» активно подключились и другие религиозные и общественные организации. В числе критиков введения курса как обязательного Совет муфтиев России (СМР). 26 сентября его позицию озвучил ректор Московского исламского университета (МИУ) Марат Муртазин. «Мы не против «Основ православной культуры» как факультатива, на добровольной основе, с согласия родителей. Мы тоже готовим учебник по основам исламской культуры. Но мы выступаем против введения этого предмета в государственной муниципальной школе в качестве обязательного. Это приведет прежде всего к ущемлению прав детей-мусульман», – заявил Муртазин.

Более резко выразил свою позицию Всемирный конгресс татарского народа, собравшийся в конце сентября в Казани. «Отстаивая интересы многомиллионного татарского народа, выражаем решительный протест против попрания норм Конституции РФ и принципов светского государства при введении в школьную программу «Основ православной культуры», – гласит резолюция конгресса. – Только введение в школах предмета «История традиционных религий» обеспечит воспитание высокой духовности, толерантности и патриотизма».

Однако далеко не все мусульмане согласны с позицией СМР и Всемирного конгресса татарского народа. 28 сентября Координационный центр мусульман Северного Кавказа распространил заявление, в котором позиция главы СМР Верховного муфтия Равиля Гайнутдина и ректора МИУ Марата Муртазина названа «ущербной» и не отражающей мнения «не только всех мусульман России, но даже всех мусульман города Москвы».

«Выступая против изучения по свободному выбору основ православной культуры, эти люди на самом деле выступают и против возможности для наших детей из мусульманских семей изучать в российской светской школе свою исламскую культуру», – говорится в этом заявлении, подписанном зампредом Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтием Шафигом Пшихачевым.

27 сентября со своим заявлением выступил и Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР). «Мы призываем всех плодотворно сотрудничать в деле возрождения в России религиозного образования в светской школе, равно доступного для всех народов, составляющих нашу многоэтничную и многоконфессиональную страну», – сказано в документе, подписанном раввином Зиновием Коганом. Авторы документа призвали гражданское общество в России «выступить против атеистического реванша в образовании», а журналистов – «прекратить бесчестную травлю православных».

«Надо незамедлительно прекратить истерическое запугивание людей межрелигиозными конфликтами в школах, которое все больше походит на провоцирование этих конфликтов», – сказано также в заявлении. В КЕРООР считают, что «все возможные проблемы, возникающие в процессе введения курсов православной культуры, равно как и курсов любой другой религиозной культуры» можно решить к взаимному согласию на уровне конкретной общеобразовательной школы, города или региона «совместно с представителями Русской Православной Церкви и государственными служащими».

Тем временем «проблема ОПК» была поставлена ребром среди экспертов на круглом столе, прошедшем 26 сентября в информационном агентстве РИА Новости. В частности, представитель Министерства образования и науки РФ Татьяна Петрова уточнила, что основы православной культуры обязательны для изучения только в двух субъектах России, а именно в Белгородской (курс «Православная культура») и в Брянской областях (курс «Встреча с историей»).

В центре обсуждения находились следующие вопросы: что такое «православная культурология», не противоречит ли Конституции обязательный характер ее изучения в школе, как разграничить познавательный и воспитательный компоненты курса ОПК и тому подобное. Однако эксперты и приглашенные гости не только не достигли какого-либо компромисса, но даже не договорились об общей терминологии. Порой суждения были диаметрально противоположными.

В частности, Марат Муртазин заявил, что обязательное изучение ОПК приведет к межрелигиозной напряженности, тогда как представитель РПЦ протоиерей Максим Козлов убежден, что это, напротив, поможет избежать ее.

Пока эксперты в столице выясняют, нужно ли преподавать ОПК в школе и как это делать, то в регионах те же самые проблемы решают самостоятельно. В Республике Мордовия, где «Основы православной культуры» школьники изучают в седьмом классе в качестве факультатива, местное Духовное управление мусульман заявило, что разработает свой учебник. «Планируется, что «Основы мусульманской культуры» будут изучать школьники восьмых классов. Если такое решение будет принято, то учащиеся после изучения курса православной культуры приступят к изучению мусульманской», – такое заявление представителя ДУМ Мордовии привел 28 сентября Интерфакс. Как говорится, осталось только спросить школьников, нужны ли им такие нагрузки.

Приведет ли преподавание религиозной культуры в школе к конфликтам и дискриминации на религиозной почве, пока неясно. Но «война учебников» уже идет...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1152
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
580
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
506
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
638

Другие новости