0
3104
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

22.08.2001 00:00:00

Прошлое и настоящее древлеправославных подолян

Тэги: Старообрядчество, таранец


СОВРЕМЕННАЯ литература по старообрядчеству пока небогата монографическими очерками региональной истории этого, по оценке Сергея Зеньковского, "самого значительного религиозного движения" русского народа. Между тем в среде исследователей хорошо известно, что не только многократно описанные историками Керженец, Поморье, Ветка, московские Рогожское и Преображенское кладбища являются заметными центрами "древлего благочестия". Тем отраднее, что именно о не столь известных старообрядческих монастырях и поселениях впервые рассказывает книга Сергея Таранца "Старообрядчество Подолии", увидевшая свет в Киеве в апреле текущего года (на титульном листе, правда, значится "2000" - год подготовки издания). Подолия (или Подолье, укр. "Подiлля") - историческая область на юго-западе Украины. Первые поселения старообрядцев, беженцев от преследований в России, появились здесь еще в конце XVII века. Тогда эти земли были разделены между Речью Посполитой и Османской империей, а в конце XVIII столетия были включены в состав России. Старообрядцы всегда старались держаться в стороне от политических бурь: жили (и живут до сих пор) в основном в сельской местности, вдали от административных центров, ставя во главу угла сохранение веры и связанных с ней бытовых традиций. Тем не менее представление о старообрядцах, как о добровольных маргиналах, "вычеркнувших себя" из новой и новейшей истории, которое еще можно услышать и даже прочесть у некоторых авторов, не находит подтверждения в новом издании. Как и в других губерниях Российской империи в XVIII - начале XX вв. на Подолье старообрядцы активно занимались торгово-промышленной деятельностью, причем об этом приводится весьма любопытная статистика, основанная на архивных данных. Так, в начале 1860-х гг. "в Подольской губернии на 10 тыс. душ приверженцев древнеправославного благочестия среди других христианских конфессий губернии на это же количество не приходилось ни одного купца".

Предпринимательство было для старообрядцев единственным способом приобрести хоть сколько-нибудь независимое положение в условиях то ослабевавших, то усиливавшихся преследований со стороны "господствующего" Синода и самодержавия. Сегодня мало кто, кроме старообрядцев, вспоминает о том, сколь жесткой была "вероисповедная политика" в России еще в середине XIX столетия. В книге в качестве одного из примеров притеснений приведена история семилетнего (!) расследования губернскими властями факта "самовольного ремонта" старообрядцами своего храма в селе Пилипы. Разбирательство велось относительно поселения, основанного и полностью заселенного старообрядцами, а храм представлял собой крытую соломой часовню. Полиция опечатала здание, были намерения совсем уничтожить его, и, только когда в крае обострилась общая обстановка в связи с польским восстанием, храм открыли.

Но гораздо более серьезные потрясения пришлось пережить позднее, после 1917 г. Новые гонения были и масштабнее, и изощреннее, чем синодально-полицейские. И об этом в книге приведено немало новых данных. Особенно интересна в указанном плане (как и в аспекте истории дореволюционного периода) глава "Старообрядческие и единоверческие селения Подолии", в составе которой - тридцать девять отдельных очерков практически обо всех (!) пунктах региона, населенных древлеправославными различных согласий. Вот, например, статистика изменений в составе населения, происшедших в ХХ веке в Борскове, одном из старейших старообрядческих поселений края: "Если в конце 20-х гг. в Борскове проживали более 2,7 тыс. чел., то к началу войны их осталось около тысячи человек. В конце 50-х гг. в селе оставалось не более 700 жителей. В начале 70-х гг. в селе закрыли школу - причина: отсутствие детей школьного возраста. В 1998 г. из 330 его жителей было 115 украинцев (то есть не старообрядцев - А.П.)".

В сегодняшних условиях религиозной свободы старообрядчество Подолии частично возрождается. Силами и средствами некоторых общин построены новые храмы (в книге есть их фотографии), в регионе служат несколько молодых старообрядческих священников (названы их имена). Как замечает автор, восстановление разрушенного происходит "только благодаря самоотверженному труду активных членов "Старообрядческой Церкви". Добавим, что и книга "Старообрядчество Подолии" появилась в результате серьезной работы, проделанной Сергеем Таранцом, аспирантом Института источниковедения Академии наук Украины. Издание снабжено обширным справочным аппаратом - указаны, например, не только номера, но и полные названия использованных архивных дел. Неплохо и полиграфическое оформление книги. Такие недостатки, как наличие в тексте явных украинизмов и некоторая невнятность изложения, не изменяют общего положительного впечатления от издания, которое, вероятно, будет сочтено читателями интересным и значимым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
2721
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1903
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
2103
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
2064

Другие новости