0
1751
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

25.07.2001 00:00:00

Самый непримиримый критик Патриархии ушел на покой

Тэги: митрополит, отставка, церковь


В жизни русского православия произошло из ряда вон выходящее событие: 10 июля ушел в отставку Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополит Виталий (Устинов). Родившийся в 1910 году и ставший Первоиерархом РПЦЗ в 1986-м, митрополит Виталий является одним из самых непримиримых противников объединения "зарубежников" с Московской патриархией. Несмотря на отставку 91-летнего старца, его авторитет у приверженцев Зарубежного Синода по-прежнему непререкаем.

У последователей РПЦЗ не принято говорить об объединении с Русской Православной Церковью в целом, так как они полагают себя ее неотъемлемой частью, просто временно пребывающей за рубежом. Их оппонентом и объектом критики по церковным вопросам в России является именно Московская патриархия, персонифицирующая в себе, по мнению "зарубежников", ереси "сергианства" (то есть соглашательства с советской властью) и "экуменизма" (то есть тенденции к объединению христиан всех конфессий, что, по мнению идеологов РПЦЗ, ведет к торжеству "антихриста").

Позиция митрополита Виталия по поводу контактов с Москвой была отчетливо сформулирована в его предсоборном послании от 14 августа 2000 г.: "Московская Патриархия является не чем иным, как неканоническим созданием бывшей советской власти... Я как Первоиерарх призываю вас всех оставаться навсегда верными нашей Русской Православной Зарубежной Церкви и не смущаться теми призывами, которые мы все чаще и чаще слышим об объединении и о сослужении с другими во имя, так громко сказанной, "братской любви". Где же наша "братская любовь", когда мы в самом главном, в богослужении, живем /.../ по разной духовной жизни? Вдумаемся в это важнейшее слово - "богослужение", т.е. служение Богу, и тогда мы поймем, что служим-то мы Самому Богу по-разному".

В день 700-летия Курской иконы, являющейся главной святыней русского православного зарубежья, Первоиерарх РПЦЗ высказался еще более ясно: "┘Неужели теперь Божия Матерь вдруг нас станет вести к соединению с иерархией Московской Патриархии, безнадежно погрязшей в ереси и неправде Москвы. Такого быть не может ! Это граничит с кощунством. Аминь".

Анафема, провозглашенная со стороны РПЦЗ экуменизму в 1983 г., была одной из инициатив тогда еще архиепископа Монреальского Виталия. Он - автор доклада, считающегося до сих пор одним из базовых антиэкуменических документов, прочитанных на Архиерейском Соборе 1967 года.

Митрополит Виталий был последние двадцать лет символом РПЦЗ. Доходило до того, что некоторые зарубежные ревнители православия приписывали престарелому (но неизменно ясному разумом и твердому духом) владыке почти мистические свойства. В официальных изданиях Зарубежной Церкви его называли "Удерживающим", то есть сверхчеловеком, благодаря молитвам которого Церковь пока не погибла, а антихрист еще не воцарился на Земле.

Критика Московской патриархии со стороны митрополита Виталия была почти всеобъемлюща. Отвечая тем, кто говорил, что, мол, да, высшая иерархия МП - "сергианская", но вот есть же старцы, истинные монахи, на которых и стоит Церковь и вокруг которых объединяется народ православный, "огненный митрополит" рубил наотмашь: "Старчество - это результат благочестия всей Церкви. Это как бы венец благочестия, некий духовный аристократизм Церкви в самом хорошем смысле этого слова. Старцев в Московской Патриархии быть просто не может, ведь почти весь епископат Московской Патриархии - нечестивый. Откуда могут родиться эти старцы, которые должны непременно защищать этих архиереев, а они все подсудимые? Они не просто согрешили, они находятся в ереси".

С точки зрения митрополита Виталия, не существовало практически ничего (кроме деятельности неких абстрактных честных священников, которые трудились и трудятся во Славу Божию, но которые также должны бы задуматься, по мнению митрополита, о том, от кого они получают благодать), что могло бы послужить отправной точкой для объединения двух ветвей Русской Православной Церкви.

Особенно озлобили его действия Московской патриархии в отношении церковной собственности в Хевроне и Иерихоне, когда при поддержке властей Палестинской автономии из своих обителей были грубо с применением физической силы буквально вышвырнуты "зарубежные" монахини, а сами монастыри переданы во владение Москве. "НГР" подробно писала об этих конфликтах, приведших помимо вмешательства высоких чиновников администрации Белого дома еще и к полному прекращению контактов между иерархами РПЦЗ и РПЦ. До Хеврона и Иерихона эти контакты, имевшие место на территории Германии, внушали надежды сторонникам объединения. Реакция митрополита и руководимого им Зарубежного Синода не оставляла никаких надежд.

Однако в решениях Архиерейского Собора РПЦЗ, состоявшегося в Нью-Йорке 17-27 октября 2000 года и бывшего во многом ответом на Архиерейский Собор РПЦ от августа того же года, были сделаны примирительные заявления. И хотя Собор отмечал, что "особенно прискорбны агрессивные действия Патриархии по насильственному отнятию у Зарубежной Церкви ее храмов и монастырей, сохранение, а порой и спасение которых стоило многих усилий русской эмиграции и представляет собою настоящий подвиг жертвенного служения русским святыням за пределами России", он также подчеркивал, что РПЦЗ не оставляет надежд на "желанное сближение и, даст Бог, духовное соединение между двумя расторгнутыми частями Русской Церкви, находящейся на Родине и попавшей за границу". Дело только в условиях этого сближения.

Со стороны Московской патриархии неоднократно звучали примирительные заявления. Самое значительное из них стало достоянием общественности 15 февраля 2001 года во время беседы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с журналистами в г. Берн (Швейцария). Отвечая на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС, он подчеркнул: "Думаю, что время лечит все недуги и расколы. Оно вылечит и этот раскол, потому что Русская Зарубежная Церковь и Церковь Московского Патриархата - это плоть от плоти и кровь от крови своего народа".

Патриарх Алексий II подверг критике "совершенно надуманные причины", которые выдвигаются для затягивания восстановления единства. Раньше такой причиной называлось отсутствие канонизации царской семьи. Сейчас царская семья канонизирована.

Московский Патриархат упрекают также за участие в экуменическом движении. "Но мы не можем быть в изоляции, мы должны иметь общение с другими христианскими церквами и свидетельствовать о православии", - отметил Патриарх.

Но митрополит Виталий и руководившиеся им епископы были непреклонны. "Наша Церковь - это Дева, бегущая в пустыню от красного Дракона. - Декларировал ушедший на покой Первоиерарх РПЦЗ. - Пустыня - это дехристианизированный Запад, в котором еще теплится свобода и которую наша Церковь ищет, ибо только по-настоящему в ней - в свободе - только и нуждается... Если Церковь - Сам Христос, то как можно себе представить Христа Господа нашего и рядом изменника митрополита Сергия, Христа и рядом Дроздова (Алексия II). /.../ Это высшее правление Московской Патриархии есть просто безблагодатное, государственное учреждение, а ея члены просто государственные чиновники в рясах".

Уход митрополита Виталия уже внушил надежды многим сторонникам объединения с РПЦЗ в России. Мол, ушел главный противник, главный критик и теперь появилась возможность для диалога. Нам этот оптимизм представляется более чем преждевременным.

Еще 1 марта сего года епископ Каннский Варнава (Прокофьев) выступил с окружным посланием, в котором заявил об "ограждении" себя, духовенства и мирян своей епархии от "нового курса" Зарубежной Церкви на примирение с Патриархией по вопросам "экуменизма", который он усмотрел в решениях нью-йоркского Архиерейского Собора. На Соборе епископ Варнава отказался подписать письмо Патриарху Сербскому Павлу. Об отзыве своих подписей объявили и российские епископы РПЦЗ - епископ Симферопольский и Крымский Агафангел (Пашковский) и епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко). Основанием для такого решения епископы назвали участие Сербской Патриархии в экуменическом движении, а также ее тесное взаимодействие с Московской Патриархией. Известно, что позиция епископа Варнавы разделяется большинством верующих РПЦЗ и многие обозреватели уже готовы говорить о расколе среди "зарубежников". Так, в частности, интернет-журнал "Соборность", ссылаясь на свои источники, утверждает что на Архиерейском Соборе, который состоится осенью этого года, епископ Варнава предстанет перед соборным судом. Подробнее о ситуации в РПЦЗ читайте в одном из ближайших номеров "НГР".

А пока точка зрения Зарубежной Церкви выражена в "Послании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей Всем Верным Чадам на Родине и Зарубежом" от 10 июля по поводу ухода митрополита Виталия. В нем, в частности, говорится: "Во избежание неясности и возможных новых кривотолков, мы, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, заявляем перед всем миром:

1) ни один из архиереев Русской Православной Церкви Заграницей не стремится к немедленному объединению с Московской Патриархией. Никакой "промосковской" фракции среди нас не существует;

2) все архиереи Русской Православной Церкви Заграницей категорически осуждают экуменическую ересь и сергианство;

3) никакого "изменения курса" Русской Зарубежной Церкви на последнем Архиерейском Соборе не было. Следует только просмотреть внимательно Послания предыдущих Соборов, чтобы убедиться в этом. Советуем желающим видеть более пространные выдержки из этих прежних посланий ознакомиться с "Обращением Пастырского Совещания Западно-Американской и Сан-Францисской епархии". Следует также ознакомиться с разъяснениями Преосвященного епископа Евтихия своей пастве в связи с соборными постановлениями;

4) по поводу нашего отношения к Сербской Православной Церкви, мы заявляем, что отношения с нею нашей Церкви являются особенными, обусловленными нашей исторической близостью к Сербской Церкви, принявшей в свое время Русскую Зарубежную Церковь и множество русских беженцев под свое любящее крыло, и заботившейся о нас как родная Мать. Сейчас сама Сербская Церковь переживает тяжкое испытание из-за нападения глобальных сил на Косово и на другие части Сербии. Мы, в такое тяжелое время, не можем оборачиваться к Ней спиной.

В связи с ограниченным участием Сербской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей, мы обращались не раз к Патриарху и другим Сербским Иерархам с выражением тревоги и с братскими увещаниями. Следует отметить, что влияние великого богослова, архимандрита Иустина (Поповича), строгого борца против экуменизма, очень велико среди сербских епископов и мы надеемся, что оно скоро принесет свои плоды;

5) слышатся упреки в адрес Архиерейского Синода, что Синод не терпит никакой критики своих действий и обрушивается тяжелыми наказаниями на инакомыслящих. Заявляем, что это клевета, исходящая от врагов нашей Церкви. Архиерейский Синод совершенно не против выражения верными чадами Зарубежной Церкви других взглядов или даже предложений пересмотреть те или иные решения, принятыя на последнем Соборе;

6) по поводу упреков в адрес последнего Архиерейского Собора, что он якобы воспринял церковное положение в России в слишком розовых тонах, мы заявляем, что всем нам хорошо известны и положительные и отрицательные явления жизни на многострадальной нашей Родине. Многие из нас имели возможность ознакомиться с положением непосредственно, и все мы переписываемся с духовенством и верующими на Родине и следим за происходящими явлениями церковной жизни. На последнем Архиерейском соборе мы слушали с вниманием целый ряд докладов о современной жизни в России, которые отражали разные точки зрения.

Мы подтверждаем оглашенное на Соборе 1981 г. определение нашего подхода к положению в России: говоря о событиях в многострадальной Родине, мы не затушевываем действительность, а говорим правду. Мы позволяем себе откровенно высказываться по поводу всех отрицательных явлений наблюдаемых там. Однако мы не останавливаемся исключительно на отрицательных явлениях, что было бы совершенно несправедливым, но отзываемся с радостью о всех положительных явлениях. Смотреть на действительность там, на Родине, через розовые очки ошибочно, однако столь же ошибочно смотреть на Россию через тусклые, черные очки, видя одно лишь отрицательное".

До Архиерейского Собора, который пройдет в Нью-Йорке 23 октября 2001г., зарубежный Синод будет возглавлять архиепископ Сиракузский Лавр.

Остается только добавить, что РПЦЗ не является, как это представляется некоторым в России, маргинальной псевдоцерковной группировкой. Только в США число ее членов насчитывает 150 тысяч. Среди них влиятельные политики, бизнесмены, журналисты, общественные деятели. По всему миру "зарубежники" имеют приходы и владеют землей. И в этом заключается, может быть, самое серьезное препятствие на пути единства с Патриархией. Если признавать власть Патриарха Московского и всея Руси, то это значит признавать и Устав РПЦ, согласно которому вся собственность принадлежит не общинам и не жертвователям, а центральным патриархийным структурам. За пределами нашей родины с православной собственностью ситуация принципиально иная: верующие являются хозяевами того, что строят и восстанавливают своими руками. И вряд ли граждане США, Германии, Франции, Австралии добровольно отдадут ее в заботливые руки Московской Патриархии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1173
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
595
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
521
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
657

Другие новости