В России абиссинские кошки не в загоне...
Фото Евгении Штоколовой (НГ-фото)
По-настоящему нонконформистская премия невозможна. Логически невозможна, как круглый квадрат или деревянное стекло. Кто бы спорил! И все-таки она появилась. В 2010 году «НГ» была учреждена культурно-просветительская премия, которая так и называется – «Нонконформизм».
Современным российским премиальным процессом не охвачена, по сути, всего одна ниша – экспериментальной и эпатажной литературы. Однако все премии, декларировавшие противостояние литературным конвенциям и литературному истеблишменту, почему-то очень быстро исчезали или перерождались («Антибукер», «Нацбест», «Неформат» и т.д.). Единственное исключение – Премия Андрея Белого, что объясняется символическим материальным вознаграждением (яблоко, один рубль, бутылка водки), но и та дает сбои.
Предстояло извлечь уроки из абсолютного или относительного провала всех подобных инициатив. Создать по-настоящему нонконформистскую премию, понимая, что это невозможно. Понимая, что это невозможно, но что стоит браться только за дела, кажущиеся безнадежными.
Цель премии «Нонконформизм», конечно, не перевернуть сложившуюся иерархию – это невозможно: система воспроизводит себя, большое число людей заинтересовано в ее существовании. Наша цель – охватить зоны литературы, игнорируемые другими премиями.
По замыслу культурно-просветительская премия «Нонконформизм» вручается за смелость литературного эксперимента, вызов общественному мнению, бескомпромиссность в отстаивании собственных убеждений, игнорирование литературных конвенций и правил игры.
Учитывается не только качество текстов, но и такие нетекстовые факторы, как имиджевая стратегия, публичное позиционирование, нюансы биографии, нахождение в зоне социального риска, провокационность и т.д.
Писателям, «приятным во всех отношениях», желанным гостям в самых престижных литературных тусовках, тем, кого много и охотно печатают наиболее уважаемые и авторитетные издания, у кого есть влиятельные лоббисты и орава верных клакеров, тем будет очень трудно получить премию «Нонконформизм». Если она останется верной своему духу.
Экспериментальный характер новой премии состоит в том, что определение слова «нонконформизм» в условиях конкурса отсутствует. Авторы сами решают, что является нонконформизмом – этическим, социальным, стилистическим и т.д.
Премия вручается в двух основных номинациях: «Нонконформизм-судьба» (по совокупности заслуг) и «Нонконформизм-поступок» (за лучший нонконформистский текст, присланный на конкурс).
Рассматриваются работы различных жанров (поэзия, проза, стихи), написанные на русском языке.
Прием работ на конкурс первого сезона происходил с 15 апреля по 15 мая 2010 года. По итогам были отобраны 13 финалистов. Церемония награждения состоялась 27 мая 2010 года.
Лауреатами стали: Алина Витухновская (по совокупности заслуг, номинация «Нонконформизм-судьба»), Александр Никонов (за роман «Анна Каренина, самка», номинация «Нонконформизм-поступок»), Евгений Лесин (спецпремия от председателя жюри).
Символом премии стала немурлыкающая абиссинская кошка, сообщение о которой появилось в дневнике Велимира Хлебникова 28 ноября 1913 года после встречи с Николаем Гумилевым: «Гумилев рассказал, что в Абиссинии кошки в загоне, никогда не мурлычут и что у него кошка замурлыкала только через час после того, как он нежно гладил: сбежались абиссинцы и смотрели на удивительное дело: неслыханные звуки┘» До сих пор неясно, кто именно выдумал немурлыкающих кошек – Николай Гумилев или Велимир Хлебников. Но это и не важно.
В России абиссинские кошки не в загоне... Фото Евгении Штоколовой (НГ-фото) |
Абиссинская кошка выпустила когти. Но так и не замурлыкала.
А между тем открыт второй сезон премии. Прием работ начался 1 декабря 2010 года и продолжится до 31 марта 2011 года...