0
1575
Газета Exlibris Интернет-версия

15.07.2004 00:00:00

Пять книг недели

Тэги: книги


Алексей Парщиков - Игорь Ганиковский. Соприкосновение пауз. - М.: ЦВЗ "МАНЕЖ", 2004, 204 с. (Ближний круг). ISBN 5-902618-03-7

Очередная книга стихов московского поэта-метареалиста Алексея Парщикова - в содружестве с художником-графиком Игорем Ганиковским, чьи парадоксалистские коллажи 1980 - 1990 года иллюстрируют "большую форму" стиха. Преимущественно - поэмы. "Нефть", "Другой", "Сомнамбула пересекает МКАД" и "Сомнамбула и Афелий", плавно перетекающие в уже почти концептуалистские опыты с песнями Beatles: "Зернился зной над рельсом и сверкал, / клубились сосны в быстром оперенье. / Я загляделся в тридевять зеркал. / Несовпаденье лиц и совпаденье". Топография городского пространства рождает нового человека: он изоморфен окружающим его предметам, - всем этим испанским гитарам и ирландским коврикам. И в то же время - свободный танец незамутненной лирики. Возможно та самая легендарная атмосфера первых поэтических чтений в "Поэзии" 1987 года еще и жива...

Анри Мишо. Портрет А.: Избранные произведения / Пер. с фр.; Сост. О. Кустовой и А. Поповой; Послесл. И прим. А. Поповой. - СПб.: Симпозиум, 2004, 448 с. (Ex Libris). ISBN 5-89091-229-1

Анри Мишо (1899 - 1984) - классик французской литературы. Парижанин, родившийся в Бельгии. Поэт, прозаик, эссеист, художник. В России печатался мало, первый перевод, выполненный Вадимом Козовым, появился у нас лишь в 1967-м. В данный сборник вошли как его переводы, так и новые - О. Кустовой, А. Поповой, Т. Баскаковой.Вот что он писал сам про себя: "Норовит пуститься в бега. В 21 год стал матросом... Благодаря своим книгам... сходит за поэта". Стихи писал такие: "Перо прибыл на собрание безногих, которое проходило на дереве. Ему пришлось помогать все новым и новым безногим забираться на дерево, на котором их и так уже было хоть пруд пруди... И все же Перо, увешанный безногими, про себя сетовал на судьбу". Чистый Хармс. Они, кстати, с Хармсом почти ровесники, только Хармса убили большевики, а Мишо пережил две немецкие оккупации. Повезло.

Жорж Батай. Колетт Пеньо (Лаура). Сакральное / Пер. с фр. О.Волчек. - Тверь: KOLONNA Publication, Митин журнал, 2004, 208 с. ISBN 5-98144-025-2

Французская писательница Колетт Пеньо предпочитала называть себя Лаурой - во-первых, в честь петрарковской героини, а во-вторых, в честь маркиза де Сада, который считал себя потомком той, чьей памяти была посвящена "Канцоньере". Впрочем, литературные вкусы французской Лауры находились в прямой зависимости от ее любовных увлечений: сначала она была сексуальной рабыней берлинского садиста, затем любовницей лидера французских коммунистов Бориса Суварина и подругой писателя Бориса Пильняка. Но только после знакомства с Жоржем Батаем Пеньо смогла наконец соединить литературу и любовь в одно: она стала возлюбленной французского философа, соучастницей его религиозно-эротических экспериментов и вдохновительницей его сочинений. Но писала Пеньо все больше не о любви, а о смерти: "...Я обитала не в жизни, а смерти. Сколько себя помню, передо мной все время вставали мертвецы..." (это начало ее поэмы "Сакральное"). В том же духе выдержаны остальные поэтические и политические тексты Пеньо, а также ее письма к Батаю. Небольшие сочинения самого Батая, посвященные памяти Пеньо, также включены в сборник.

Виктор Стоикита. Краткая история тени / Пер. с англ. Д.Озеркова под ред. Б. Останина. - СПб.: Machina, 2004, 269 с. ISBN 5-901410-43-2

Хотя книжка и называется "Краткая история тени", на самом деле это полная история изобразительного искусства, начиная с греческой архаики и вплоть до поп-арта. В отличие от Плиния Старшего, который признался, что ничего не знает о происхождении живописи, профессор Фрибургского университета Виктор Стоикита ничтоже сумняшеся утверждает, что "возникла она тогда, когда впервые была обведена линиями человеческая тень". С этой точки зрения он и описывает историю западноевропейского искусства. Исследует, как соотносится контур и тень в средневековой традиции. Изучает своеобразие теней в ренессансном искусстве. Пытается истолковать восприятие тени авангардистами середины ХХ века. Весь живописный материал Стоикита подверстывает под философскую концепцию тени как "предела", за который, по его убеждению, вечно стремится проникнуть "истинное искусство" и "истинное познание". В результате получается очень по-постмодернистски: когда означающее и означаемое меняются местами, новых значений не избежать.

Три века русской усадьбы. Живопись, графика, фотография. Изобразительная летопись. XVII - начало ХХ в. Альбом-каталог. - М.: Калинкин и Ко, 2004, 270 с. ISBN 586170035-4

"Иных уж нет, а те далече...". Именно так обстоит ныне дело с памятниками старой России: до одних не добраться, другие не сохранились, так что понять, в чем же состояло обаяние русского поместья, сегодня почти невозможно. Вот почему авторы альбома-каталога решили не утомлять своих читателей бытописанием, а попробовали взглянуть глазами современников на то, что своими глазами увидеть уже нельзя. Извлекли из запасников музеев старые литографии и акварели, видописи, портреты, зарисовки интерьеров, архитектурные эскизы, планы приусадебных парков и снабдили эту галерею краткими, но емкими аннотациями. Всего в каталоге перечисляется около 170 старых поместий, причем маленьким и менее известным отдается предпочтение перед царскими дворцами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
941
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
587
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1142
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1134

Другие новости