Владимир Жаботинский. Пятеро: Роман, Рассказы. - М.: Независимая газета, Новая Юность, 2002, 448 с. ISBN 5-86712-125-9
Это самая изысканная проза, которую вы, дорогой читатель, держали в руках в последнее время, самый вкусный и странный вместе с тем русский язык, который вы будете вкушать под этой обложкой с Шагалом "на". И показательно весьма, что написана эта проза семьдесят лет назад, а с той поры... сами знаете. Ну а место действия - конечно, Одесса, Одесса "накануне", а сам роман - иронично-печальная летопись дружбы, вражды, любви, в общем, "отношений" молодых людей обоего пола из одесского "панибратства", которые доживают последние свои беззаботные деньки: купаются, влюбляются, мошенничают, - в общем, живут. Финал грустный.
Олег Давыдов. М. Горбачев. Тайные пружины власти: Исследование. - М.: Geleos, 2002, 340 с. ISBN 5-8189-0202-1
Кажется, о Горбачеве известно все. Однако читатели книги Олега Давыдова увидят, что это далеко не так. Проделанный автором анализ психики и поведенческих стереотипов Горбачева вскрывает причины, обусловившие стремительное его возвышение в рамках партийной иерархии. Забавно, но, оказавшись на самой вершине власти, генсек продолжил делать карьеру. Перестройка - это попытка карьеры в условиях, когда карьерная лестница кончилась. Падение тут неизбежно.
Может быть, самое интересное в книге Давыдова - описание конкретных приемов, которые применял Горбачев при своем восхождении. Автор взял на себя труд препарировать их и разбить на цепочки элементарных технологических процедур. Получилось доходчиво. Так что книгу можно рассматривать как первый в России учебник карьеризма.
Р.Н. Дандекар. От вед к индуизму. Эволюцинирующая мифология. - М.: Восточная литература, 2002, 284 с. ISBN 5-02-016607-3
Старейшина мирового сообщества санскритологов и исследователей древнеиндийской культуры Рамчандра Нараян Дандекар обладал уникальным для исследователя авторитетом и в Индии, и за ее пределами. Дандекар принадлежал двум культурным мирам. По рождению он брахман. С другой стороны, невозможно найти в Индии ХХ века филолога, который в той же мере овладел бы методами европейской науки. Именно в индуизме возможно одновременное сосуществование и переплетение различных уровней религиозной веры. Тому, как в индийской духовной практике сочетаются различные этапы культурного развития, и посвящена эта книга.
Жиль Делез. Критика и клиника. Пер. с франц. О.Е. Волчек и С.Л. Фокина. - СПб.: Machina, 2002, 240 с. ISBN 5-901410-10-6
"Критика и клиника" - последняя книга Жиля Делеза. Посвящена она не философии, а литературе. Точнее - языку и письму. А еще точнее - тому, как литература (здоровье) противостоит миру (клинике, бреду). "Критика и клиника" - это тщательно спланированный философский бой, который Делез ведет против психоанализа на поле изящной словесности. Чтобы отвоевать литературу у анально-оральных и прочих комплексов, Делез бросается в пучину самых косноязычных, самых неудобоваримых текстов: Луи Вольфсон, Уитмен, Лоуренс, Кэролл, Хлебников, Альфред Жарри, Захер-Мазох. Не забывает и философов: Спинозу, Канта, Ницше. Но занимается не историей философии и не историей литературы, а залезает в самые дебри языка, подходит к самым его границам и оттуда смотрит, как бред становится литературой.
Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрания типа I. - М.: Индрик, 2002, 1056 с. ISBN 8-85759-193-7
Творения, вошедшие в "Макариевский корпус", оказали глубокое воздействие на историю средневековой христианской культуры. Свое триумфальное шествие "Духовные беседы" начали только после победы исихастов. Со времен первого издания "Духовных бесед" в 1559 году, они были переведены на все европейские языки и сразу стали достоянием христиан трех основных конфессий. На "Духовные беседы" ссылается Серафим Саровский. Большое влияние оказали его произведения и на немецкий протестантизм. Впервые в переводе на современный европейский язык публикуется полностью наиболее обширное из собраний Макария Египетского. До того русскому читателю были известны лишь разрозненные труднодоступные публикации.