В Москве совсем недавно появилась новая правозащитная организация. ООМ называется. Что значит "Общество оскорбленных мужчин". Чем оскорблены мужчины? Засильем женщин, разумеется. "Они нас отовсюду вытесняют", - пожаловался один маленький и плюгавенький. Другой, более внушительный, пробасил девиз организации: "Босиком, беременная и на кухню". Это что касается женщин и проблемы падения рождаемости. Что делать с уже нанесенным моральным и материальным ущербом, дяденьки пока не придумали. А масштабы их бедствия тем не менее нарастают с каждым днем. Машина-вытеснялка набирает обороты. Мужчины вытесняются в компании с вековыми комплексами. Их никто не трогает. Их просто не берут. В разведку, на работу, в компанию, в постель. На этот раз их не взяли в историю современного искусства.
Новая Ташеновская история искусства вовсе не история. Здесь нет исторической последовательности, ведущих тенденций и прочей дребедени. Издание составлено по принципу биографического справочника. Отбор персонажей корпоративный и гендерный. Женщина. Художница. Знаменитая. Приглашается автоматически. Всего таким образом в издание попало без малого сто персонажей. А точнее - девяносто восемь барышень. Их портреты украшают первые развороты новой книжицы.
На обложке роскошно оформленного издания - разноцветные мыльные пузыри неземной красоты. По мере перелистывания хорошо иллюстрированного справочника понимаешь, что лопаться они не собираются вовсе. Один мой знакомый, битый час разглядывая это самое "женское рукоделие", впал в состояние жуткой фрустрации и единственное, что мог промямлить, испуганное: "А-а-а". Я не без любопытства глянула через его плечо на книжный разворот. Остановившись на имени Катарины Фритш, он с ужасом разглядывал иллюстрации. На нижней картинке - фотография инсталляции. За длинным банкетным столом - несколько десятков одинаковых мужичков в смиренных позах заключенных. Наверху слева - улыбающийся голый череп. Справа - толпа ощетинившихся крыс. Рассказываю все это не для того, чтобы увести от щепетильной темы. А лишь с одной целью - передать основное ощущение от нового издания с радужными мыльными пузырями на обложке. Потому что с каждой его страницы на свет божий выливается совершенно безумная, мотивированная и поэтому еще более безумная гендерная агрессия. И дело тут не столько в отборе, сколько в пресловутом вытеснении.
Оставив за бортом художниц, батрачащих на традиционном "мужском" артполе (исключение сделано только для классиков начала века типа Натальи Гончаровой или Сони Делонэ, отвоевавших себе на этом поле небольшие наделы чернозема ). Подавляющее же большинство имен, и в этом задача издания, принадлежит именно женскому искусству. Женскому по определению и по принадлежности. Рефлексирующему извечные женские темы. Отрабатывающему старинные женские комплексы. Сметающему на своем пути не только три пресловутых немецких "К", но и попутно все, что подвернется. Зрелище настолько беспредельное и захватывающее, что советую вам эту книжку приобрести. Или хотя бы заглянуть в нее.