Из доклада представителя Центрального Штаба Партизанского Движения на Калининском фронте 29 августа 1943 г.
Существовавшая при советской власти широкая сеть начальных и средних заведений, не говоря уж об институтах, сокращена до единичных начальных школ в городах и волостях - ныне в каждом райцентре и каждой волости существует по одной школе.
В городе Невель ранее имелись: медучилище, медтехникум и средние школы, школа механизации и сельскохозяйственных кадров.
Ныне в городе Невель имеется одна начальная школа, да и то занятия проводятся нерегулярно.
В этих начальных школах преподаются: немецкий язык (3 и 4 классы), русский язык, природоведение и география, арифметика, рисование, пение, рукоделие - для девочек и труд в сельском хозяйстве - для мальчиков, физкультура.
Распределение уроков по классам в неделю представляется по немецким программам в следующем виде:
Даже такое простое сопоставление учебных часов, отведенных на такие важные предметы, как география, естествознание, физический труд и физ-ра, свидетельствует о том, что немцы вовсе не думают готовить наших русских детей на получение среднего или высшего образования - немцы думают воспитать из них молодежь, физически пригодную для работы в немецком с/х.
В замечаниях по изучению отдельных предметов говорится:
Немецкий язык:
"Дети должны научиться изъясняться по-немецки в повседневной жизни".
Русский язык:
"Кончая 4-й класс, ученик должен быть в состоянии плавно, с выражением читать русскую книгу или газету.
Грамматика изучается постольку, поскольку это необходимо для достижения вышеуказанной цели".
Пение:
"Позволено петь только русские народные и церковные песни. Пение песен политического содержания запрещено".
Природоведение:
"В природоведении занимаются преимущественно теми животными, растениями и явлениями природы, с которыми детям приходится иметь дело".
Арифметика:
"Рекомендуется в 1-м классе заниматься с числами от 1 до 10. Во 2-м от 10 до 100, в 3-м классе - от 100 до 1000, в 4-м классе - от 1000 до любой величины. Кончая 4-й класс, дети должны быть в состоянии решать 4 основных действия с любыми полными числами".
Часть учителей, оставшихся на оккупированных территориях при немцах, занимаются преподаванием в школах. Однако предателей, обучающих по немецким программам и учебникам, мало, большинство же учителей, оставшихся на оккупированных территориях, либо партизанят, либо живут в деревнях и по возможности занимаются сельским хозяйством.
Немцы не работающих в школах педагогов используют по нарядам на тяжелых физических работах: по строительству дорог, на лесопереработках, на разгрузке вагонов и т.д. В силу этого часть учителей вынуждены нищенствовать.
Старый преподаватель Невельской средней школы # 1 - Данко Г.С. с женой нищенствует по деревням и тем живет.
Учителя, работающие в школах, получают в месяц 300 рублей зарплаты и 200 граммов хлеба в сутки.
Открытые школы ремонтируются и обеспечиваются дровами за счет населения. Отсутствие лошадей часто приводит к тому, что зимой школы закрываются на 5-7 дней из-за невозможности подвоза дров.
Недостаточное питание, невозможность приобретения одежды и обуви для школьников и равно школьно-письменных принадлежностей приводят к тому, что родители не посылают своих детей в школу. Учебниками, изданными немцами в Риге, школы обеспечены далеко недостаточно - в среднем на 3-х учеников имеется один учебник. Свободной продажи учебников нет - они распределяются по школам.
Если ранее в каждом сельсовете было 5-7 школ с общим числом обучающихся до 500 человек, то ныне в волости в единственной школе обучаются 20-30 детей.
Из доклада секретаря калининского обкома ВЛКСМ в Центральный Штаб Партизанского Движения 11 сентября 1942 г.
Письмо из г. Новосокольники
"В феврале в городе открыли школу. Родители не пускали детей в школу. Немцы стали штрафовать их по 500 рублей. Но это не помогло. Тогда они сказали, что детям, посещающим школу, будет выдаваться хлеб по 400 грамм. Родители стали посылать детей, но немцы обманули: хлеба не давали. Дети вновь кончили ходить в школу. В школе было 7 классов. В 7-м классе было 8 человек. Учителей было 13 человек, все молодые, в прошлом году кончившие десятилетку. Директором был некий Андреев Иван Иваныч, бывший кулак. Предметов было всего 5: физика, русский, математика, химия, ботаника. В 5, 6, 7-х классах преподавали лишь физику, химию и ботанику. В школе было грязно, холодно. Учебников у ребят не было, ребята учились плохо. Детей запугивали плеткой и расстрелом, когда они получали плохие отметки. Директор сам бил ребят. Был такой случай: один ученик, по фамилии Румянцев, получил "плохо". Его вызвали к директору. Директор у него спросил, почему он плохо учится. Румянцев ответил, что у него нет книг.
Директор ему вынес выговор с предупреждением. Но следующий раз Румянцев опять получил "плохо". Его исключили из школы, но он опять продолжал ходить в школу. Тогда Андреев сходил в жандармерию и Румянцева арестовали. Трое суток Румянцев сидел в камере, а на четвертые высекли плеткой и выпустили. Румянцев ушел в партизанский отряд.
Сейчас в школе каникулы. Детей немцы гонят на рытье окопов".
Из доклада начальника 4-го отдела Политуправления Северо-Западного фронта по работе среди партизан и населения оккупированных районов старшего батальонного комиссара Беспрозванного в Управление агитации и пропаганды ЦК ВКП(б). 9 мая 1942 г.
...Учителя попытались встать в сторону от грозных событий, уклониться от вооруженной борьбы с оккупантами... Из 452 учителей Старорусского района в партизанском отряде состоят трое учителей, в Деминском районе из 245 учителей - один (второй Понаморев состоял, но потом отказался, исключен из партии). В Лычковском районе из 160 учителей - двое.
Многие наши партийные товарищи получили отказ целой группы интеллигенции решили, что оставшиеся в тылу не заслуживают доверия. Даже формулу придумали: "Либо ты партизан, либо - дрянь", "Лучшие эвакуировались, остался обыватель и предатель (в потенциале)".
За этими прямолинейными формулами скрывалось нежелание и неумение поставить работу с интеллигенцией. От нее отвернулись не только в тылу врага, но, что не лучше, потеряли ее из виду в целом ряде фронтовых районов еще задолго до оккупации. В Осташковском районе всем учителям дали в августе полный расчет, школы закрыли. Судьбой оставшихся интеллигентов никто не интересовался. Поручений никаких не давали.
...Из 41 учителя, оставшегося в 9 оккупированных селах Старорусского района, 6 учительниц имели активные связи и сожительствовали с немецким офицерьем. В этом же районе, где много высланных из Ленинграда за 101 км, где явно плохо поставлена работа с интеллигенцией и молодежью, особенно старших классов (к сожалению, не только в Старой Руссе), вслед за учительницами были завербованы и подкуплены учащиеся старших классов. Только из одной деревни Конюхов, Конюховского с/с (сельсовета. - Ред.) ушли 19.01.42 вместе с немцами 5 девушек-комсомолок, окончивших 9-й и 10-й классы средней школы в 1941 г. Немцы этих девушек спаивали вином, угощали, таскали на танцульки. Одна из них забеременела, другая заразилась триппером... В Старой Руссе из этой группы учащихся немцы вербовали свой чиновничий аппарат комендатур, платили, кормили и обучали шпионской деятельности для заброски в наш тыл. Прокуратурой Старорусского района арестована ученица 10-го класса Безганина Мария Ивановна, проводившая агитацию среди бойцов Красной Армии в декабре 1941 г. из немецких окопов через рупор.
"...В нашем поселке, - рассказывает врач тов. Радевич, - осталось много учителей и служащих. Вначале господствовало желание быть в стороне. Старались не попадаться немцам, но и в партизаны идти категорически отказались. Мы сами редко встречались, избегали друг друга".
...В деревне Гоголино Молвотицкого района немецкий офицер долго убеждал учительницу Майорову в непобедимости германской армии и "величии фюрера". В заключение он предложил ей сказать "хайль Гитлер". Она, смеясь, ответила: "Я не знаю Гитлера и говорить ему "хайль" не могу. Я знаю "хайль Сталин". Офицер вспыхнул и хлопнул дверью. После этого инцидента школа была закрыта, а Майорову стали преследовать... Старушка-учительница Крыманова Татьяна Александровна - орденоносец - отказалась преподавать в школе по немецкой указке. Ей посулили хлеб, продукты. "Умру с голоду, а к немчуре за хлебом не пойду", - ответила Крыманова.
...Директор школы и учитель литературы (из поселка Железницы Дедовического района. - Ред.) пошел работать на мельницу мукомольным рабочим. А теперь в марте ему стало стыдно перед народом, люто возненавидел врага, решил подать заявление о зачислении в партизанский отряд. Штаб партизанской бригады его прошение отклонил и предложил остаться на мельнице с тем, чтобы гарицевый (так в тексте. - Ред.) сбор отдавать не фашистам, а партизанам.
...Учительница Никольская (дочь попа) перешла служить немцам. Учительница Силина (член партии, муж партизан) испугалась и начала служить и немцам, и партизанам.
Из материалов канцелярии министра оккупированных областей Востока Альфреда Розенберга по вопросам германской политики в оккупированных районах Кавказа. 27 июня 1942 г.
В области культуры, возможно, было бы без всяких оговорок обещать автономию, разрешив функционирование средних, ремесленных и высших школ, поскольку это будет необходимо. Программу определенных дисциплин (например, история), конечно, нужно целиком преобразовать. Местом для высших школ в первую очередь намечается Тифлис; ремесленные школы следует распределить на другие области, чтобы усилить у племен сознание их культурной автономии. То же самое относится к области искусства. И тут ни в коем случае не надо препятствовать, наоборот, имперский покровитель должен поощрять разные искусства и особыми пожертвованиями закрепить это поощрение в сознании народов. Для имперского комиссариата Востока немецкий язык является решающим с расчетом сознательно проводимой ассимиляции. На Украине требование об обязательном знании немецкого языка для всех отклонено. Но для Кавказа было бы целесообразно ввести немецкий язык в качестве обиходного. Пестрый национальный состав Кавказа позволил царизму ввести русский язык в качестве единственного официального языка. Поскольку исключено, что немецкие чиновники в состоянии будут изучить все языки названных племен, а также учитывая, что географическая удаленность от Германии не позволяет немецкой культуре быть непосредственным средством ассимиляции, русский язык должен быть заменен немецким. При этом допустимо, что немецкий язык будет необязателен для всех, а только для ремесленных и высших учебных заведений, т.е. для тех слоев, которые непосредственно связаны с немецким управлением".
Заключительный фрагмент учебника по родному языку 4-го года обучения А.Я. Флауме и М.И. Добротворского. Рига. 1942 г.
П.Вяземский. "Родной язык".
Святая Русь! Родного слова
Многозначительная речь!
Завет нам Божьего покрова
И оклик нам средь бурных сеч!
Из слов земных живей и чище.
Звучишь ты сердцу и уму;
Всех песен ласковей и слаще
Поешь ты слуху моему.