О «Мултанском деле» написаны романы и поставлены спектакли. Фото с сайта www.udmteatr.ru
С Альбертом Разиным, устроившим самосожжение в знак протеста против забвения удмуртского языка, простились в Национальном театре Удмуртии, а его останки увезли в Екатеринбург. Затем прах активиста национального движения, согласно его завещанию, развеяли в родной деревне. Причем не просто развеяли, а, по некоторым сведениям, совершили ритуальное действо под руководством называющего себя верховным жрецом удмуртов Николая Михайлова. Сам покойный, как говорят его единомышленники, также считал себя «главным шаманом древней традиции туно». Акт самосожжения Разина те, кто в современной России занимается реконструкцией языческих верований, называют ритуалом типшар, который характерен скорее для чувашей, но встречается и среди финно‑угорских народов Поволжья. Кстати, по сообщениям СМИ, в эти дни в одном из чувашских сел открыли языческое святилище‑киреметь, а на церемонии упоминали Разина и обсуждали проблему возрождения родного языка.
На следующий день после панихиды с того места, где Разин перед зданием республиканского Госсовета республики в Ижевске провел свой последний пикет, закончившийся трагически, убрали цветы и свечи. Казалось бы, следов не осталось. Однако проблему национальных культур в республиках теперь вряд ли получится предать забвению. Подчас эта культура выражена в самых экзотических формах, в том числе в виде возрождения дохристианских языческих верований коренных народов, и на это не стоит закрывать глаза. Как правило, традиционные верования становятся материалом для фольклорных фестивалей и хорошим подспорьем для сувенирного и туристического бизнеса. Именно так, судя по всему, и воспринимает возрождение народных обычаев руководство национальных регионов. Не случайно глава Удмуртии Александр Бречалов отозвался на гибель Разина следующим образом: «Проводимая правительством Удмуртии политика в отношении удмуртского языка, культуры, истории, ценностей направлена исключительно на всестороннюю поддержку».
Глава Удмуртии по‑своему прав. Как раз в эти дни в республике проходят съемки для создания аудиовизуальной энциклопедии «Возвращение к истокам», которая расскажет о культуре и традициях народов, проживающих в Приволжском федеральном округе. Съемочная группа проекта посетила Ижевск, а также районы Удмуртии с 13 по 15 сентября. Администрация спешно сообщает, что Бречалов «поддержал инициативу жителей деревни Мувыр о проведении фестиваля возрожденных деревень». «Я готов изыскать дополнительные возможности. Одна из ключевых функций власти – это поддерживать инициативы», – сказал глава республики журналистам. Подобная активность властей в области национальной культуры касается не только Удмуртии. На 21 сентября в Набережных Челнах анонсировали V фольклорный фестиваль народного творчества финно‑угорских народов «Мы ветви древа одного». Творческие коллективы будут «представлять песенную и танцевальную культуру, традиционные обряды и обычаи народов мордвы, марийцев и удмуртов». «В программе фестиваля организована выставка‑продажа сувенирной продукции с народным этническим колоритом и большой пельменный фестиваль». В Ижевске еще проводят конкурс «Самый рыжий», где главным достоинством удмуртов объявляется обилие рыжеволосых. Можно, конечно, вспомнить и про «Бурановских бабушек».
Примерно так представляют себе этническую специфику чиновники, особенно в республиках, где коренной этнос не составляет большинства. Однако реконструкторы дохристианских традиций, как показывают профильные информационные ресурсы, с которыми был связан и Альберт Разин, не ограничиваются фольклорным колоритом. Да, в их арсенале есть и изделия из бересты, и другие поделки на продажу. Однако в этом сообществе возникают и развиваются самые причудливые теории, в которых, несмотря на их сомнительный характер, просматриваются большие претензии народов, которые чувствуют себя «малыми» среди государствообразующей нации. Так, Разин развивал идеи «арийского происхождения» удмуртов, а также увлекался народным целительством, что ставит под вопрос цельность его научной позиции. Тут скорее этнический активизм, который стремится во все сферы жизни вдохнуть «народный дух». Здесь и неизбежная связь с народными верованиями.
И народные, и мировые религии в России болезненно относятся к тому, что их подчастую относят в разряд фольклорных традиций. Скажем, патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно выступал против «фольклорного» православия, как в общем, так и конкретно в отношении обычаев, связанных с праздником Крещения. Только у самой крупной религиозной организации несравнимо больше возможностей для того, чтобы ее воспринимали всерьез, чем у кружков реконструкторов локальных верований.
Иногда эти верования связаны с трагическими эпизодами истории, несправедливостью российской власти по отношению к «аборигенам». В народной памяти удмуртов осталось, а при советской власти было воплощено в художественной форме в романе удмуртского писателя Михаила Петрова «Старый Мултан» дело о якобы ритуальном убийстве вотяками русского крестьянина. В 1890‑х годах по ложному обвинению на каторге оказались семеро удмуртов, и только вмешательство известных деятелей, таких как Владимир Короленко, спасло их. По резонансу «мултанское дело» оказалось сравнимо с «кровавым наветом» на евреев в царской России. Тогда православная империя продемонстрировала, насколько нетерпимо для нее сохранение языческих верований коренных народов российских губерний. Такие обстоятельства тоже нельзя сбрасывать со счетов.
До сих пор локальные группы, занятые возрождением традиций малых народов, тихо существовали на обочине общественной жизни. Теперь же, после трагической гибели Альберта Разина, из разных регионов доносятся голоса сочувствия и поддержки удмуртов. Может случиться и так, что теперь к желанию коренных народов возродить свои языки и обычаи придется относиться внимательнее.
комментарии(0)