Фото Reuters
На прошлой неделе Папа Римский Франциск не только совершил две важные зарубежные поездки – в Страсбург и Турцию, но и успел заняться внутренними ватиканскими делами. В частности, он провел длительную встречу с главами ватиканских конгрегаций, Папских советов и судебных структур. Обсуждался проект реформы Римской курии, которую готовит специально созданный Совет кардиналов. Понтифик также назвал имя нового префекта Конгрегации богослужения. Им стал 69-летний гвинейский кардинал Робер Сара. Прежде он возглавлял Папский совет Cor Unum, занимающийся вопросами благотворительности.
Пост главы Конгрегации богослужения пустовал беспрецедентно долго – почти три месяца. Назначение Сара, морального ригориста и симпатизанта Тридентской мессы, многие восприняли как благожелательный жест Папы, адресованный консерваторам. После того как со значимых постов в Курии начали смещать ставленников Бенедикта XVI (см. «НГР» от 19.11.14), а на Синоде епископов громко зазвучали реформистские нотки, консерваторы вполне могли решить, что Понтифик и его окружение настроены по отношению к ним враждебно. И вот, фактически повышая Робера Сара (а ранее приблизив к себе австралийского консервативного кардинала Джорджа Пелла), Франциск как будто подчеркивает, что выступает за баланс и умеренность.
В фигуре нового главы влиятельной конгрегации можно усмотреть и признание растущей роли Африки в католическом мире. Иерархи с Черного континента довольно отчетливо заявили о себе во время Синода, критикуя либеральные тенденции. Один из лидеров африканского лагеря кардинал Уилфрид Нэпьер из Дурбана был назначен Папой членом оргкомитета следующей синодальной сессии, которая пройдет через год.
Важно сказать, что консерватизм гвинейского кардинала едва ли будет определять деятельность конгрегации. Во-первых, Сара зарекомендовал себя умеренным, а вовсе не одержимым критиком реформистских тенденций. Он в Курии уже 13 лет и прекрасно понимает, где можно надавить, а где необходимо сбавить тон. Во-вторых, секретарем, то есть вторым лицом Конгрегации вероучения был недавно назначен монсеньор Коррадо Мадджони, близкий к «литургическому либералу» архиепископу Пьеро Марини. В-третьих, грядущая реформа Курии предполагает создание новой регулирующей Конституции, по сути, устава. Вполне вероятно, что итогом изменений, в частности, станет ограничение влияния ватиканских структур на епархиальные дела. Конгрегация богослужения здесь едва ли станет исключением.
Вакантный пост президента Папского совета Cor Unum может стать закладным камнем в здании куриальной реформы. Испанский сайт Periodista Digital поделился некоторыми деталями проекта будущих изменений, ссылаясь на оказавшийся в его распоряжении черновик. Судя по комментариям таких осведомленных ватиканистов, как Андреа Торниелли и Роберт Микенс, информация испанцев вполне может быть достоверной.
Речь среди прочего идет о трансформации четырех Папских советов – Cor Unum, Справедливости и мира, а также Советов по пастырскому попечению о мигрантах и работниках здравоохранения – в единую конгрегацию. Возглавить ее, по мнению Микенса, может нынешний президент Совета справедливости и мира ганский кардинал Питер Тарксон. Главный по мигрантам кардинал Антонио Мариа Вельо в свои 76 лет уйдет на покой. А президент Совета по здравоохранению архиепископ Зигмунт Зимовский либо вернется на родину, в Польшу, либо станет секретарем в новой конгрегации.
Также, как сообщает Periodista Digital, предлагается объединить в конгрегацию Папские советы по делам семьи и мирян. Это идея гондурасского кардинала Оскара Родригеса Марадьяги, харизматичного иерарха, близкого к нынешнему Папе. Марадьяга мог бы возглавить новую структуру. С учетом повышения Сара это был бы весьма интригующий ход. Совсем недавно, в 2012 году, гондурасский иерарх проиграл Сара в одной важной аппаратной игре. Тогда Совету Cor Unum удалось поставить под свой контроль всемирную благотворительную организацию Caritas, президентом которой является Марадьяга. В новой Курии эти два иерарха гипотетически могли бы быть равны.
В рамках условной Конгрегации по делам семьи и мирян ожидается создание специальной структуры, которая занималась бы проблемами женщин. И руководить ею должна будет женщина. Также предполагается, что во главу «семейного» подразделения поставят супружескую пару. Несколько таких пар совсем недавно выступали перед делегатами Синода епископов и произвели впечатление трезвым, лишенным доктринерства подходом к вопросам брака и семьи.
Сообщается также, что в Курии может появиться конгрегация по вопросам коммуникации и медиа. Должна измениться функция Государственного секретариата. Он станет органом, координирующим работу других ватиканских структур, облегчающим их общение между собой и гарантирующим коллегиальность принятия решений.
Одной из задач реформы, как пишет испанский сайт, является реструктуризация Курии, исключающая карьеризм. Самый простой способ добиться этого – отказаться от практики вручения кардинальских шапок куриальным чиновникам «по должности». Руководить ватиканской структурой может и простой священник, и его куда проще вернуть из Рима в епархию, чем архиепископа или кардинала. Конклавы, избирающие Пап, таким образом, освобождаются от засилья мощной куриальной фракции, преследующей свои интересы.
Пойдет ли на это Папа Франциск? Децентрализация, коллегиальность, субсидиарность, приоритет епархий над Курией публично объявлены целью реформы. Совет кардиналов соберется в декабре и феврале. Ожидается, что к весне новая Конституция, регулирующая работу Курии, обретет более или менее целостный вид.